Вариант 24
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–26 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В 90-е годы XX СТОЛЕТИЯ одним из наиболее активных и социально значимых языковых ПРОЦЕССОВ оказался процесс заимствования иноязычных слов. Иноязычное слово, чаще всего английское, в современном русском контексте — это одна из примет «языкового вкуса эпохи». Русский язык всегда был открыт для заимствований, в (______) лексике большой процент составляют иноязычные слова разного происхождения. Многие из них настолько прижились в русском языке, ассимилировались им, подчинившись русской грамматике (приняли формы словоизменения и создали словообразовательные гнёзда), что воспринимаются как вполне русские (свёкла, кровать, деньги).
В разные ЭПОХИ приходили к нам разные «чужие» слова. Заимствования были требованием жизни. Например, развитие кораблестроения, инженерного ДЕЛА, различных ремёсел стало источником заимствования голландских, немецких и английских терминов. Но были заимствования, которые диктовались модой, как, например, французские заимствования XVIII — начала XIX века, когда в светской аристократической среде культивировались французский язык, стиль и обычаи галантного общества.
Современные заимствования воспроизводят эти две исторические линии: с одной стороны, это действительно потребности в корне изменившейся жизни (смена политических, экономических, идеологических ориентиров), с другой — привлекательными оказываются не только технические новшества, но и стандарты жизненного УРОВНЯ, поведение, общение, вкусы.
Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
1) СТОЛЕТИЕ — То же, что век. Начало двадцатого столетия. Середина столетия. Конец столетия. В первой половине столетия. Ко второй половине столетия.
2) ПРОЦЕСС — Ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь. Процесс роста. Творческий процесс. Производственный процесс.
3) ЭПОХА — Длительный период времени, выделяемый по каким-нибудь характерным явлениям, событиям. Геологические эпохи. Эпохи феодализма.Героические эпоха русской.
4) ДЕЛО — Сфера знаний, деятельности, работы. Горное дело. Военное дело. Столярное дело. Хорошо знать свое дело.
5) УРОВЕНЬ — Горизонтальная плоскость, поверхность как граница, от которой измеряется высота. Уровень воды в реке.
В 90-е годы XX СТОЛЕТИЯ одним из наиболее активных и социально значимых языковых ПРОЦЕССОВ оказался процесс заимствования иноязычных слов. Иноязычное слово, чаще всего английское, в современном русском контексте — это одна из примет «языкового вкуса эпохи». Русский язык всегда был открыт для заимствований, в (______) лексике большой процент составляют иноязычные слова разного происхождения. Многие из них настолько прижились в русском языке, ассимилировались им, подчинившись русской грамматике (приняли формы словоизменения и создали словообразовательные гнёзда), что воспринимаются как вполне русские (свёкла, кровать, деньги).
В разные ЭПОХИ приходили к нам разные «чужие» слова. Заимствования были требованием жизни. Например, развитие кораблестроения, инженерного ДЕЛА, различных ремёсел стало источником заимствования голландских, немецких и английских терминов. Но были заимствования, которые диктовались модой, как, например, французские заимствования XVIII — начала XIX века, когда в светской аристократической среде культивировались французский язык, стиль и обычаи галантного общества.
Современные заимствования воспроизводят эти две исторические линии: с одной стороны, это действительно потребности в корне изменившейся жизни (смена политических, экономических, идеологических ориентиров), с другой — привлекательными оказываются не только технические новшества, но и стандарты жизненного УРОВНЯ, поведение, общение, вкусы.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) В тексте мысль развивается от общего к частному: сначала приводится общее значение термина, затем оно конкретизируется.
2) Точности и обстоятельности изложения теоретических положений способствуют примеры-иллюстрации, которые различными способами вводятся в текст. Так, во втором абзаце для введения иллюстраций к теоретическим положениям используется вводное слово например.
3) Текст содержит предложения с различными осложняющими членами (уточняющие члены предложения, цепочки однородных членов предложения, вставные конструкции).
4) Текст характеризуется стандартизованностью структуры, относится к официально-деловому стилю речи.
5) В последнем абзаце текста сопоставление разных причин явления выражено с помощью вводных конструкций: с одной, стороны., с другой.
В 90-е годы XX СТОЛЕТИЯ одним из наиболее активных и социально значимых языковых ПРОЦЕССОВ оказался процесс заимствования иноязычных слов. Иноязычное слово, чаще всего английское, в современном русском контексте — это одна из примет «языкового вкуса эпохи». Русский язык всегда был открыт для заимствований, в (______) лексике большой процент составляют иноязычные слова разного происхождения. Многие из них настолько прижились в русском языке, ассимилировались им, подчинившись русской грамматике (приняли формы словоизменения и создали словообразовательные гнёзда), что воспринимаются как вполне русские (свёкла, кровать, деньги).
В разные ЭПОХИ приходили к нам разные «чужие» слова. Заимствования были требованием жизни. Например, развитие кораблестроения, инженерного ДЕЛА, различных ремёсел стало источником заимствования голландских, немецких и английских терминов. Но были заимствования, которые диктовались модой, как, например, французские заимствования XVIII — начала XIX века, когда в светской аристократической среде культивировались французский язык, стиль и обычаи галантного общества.
Современные заимствования воспроизводят эти две исторические линии: с одной стороны, это действительно потребности в корне изменившейся жизни (смена политических, экономических, идеологических ориентиров), с другой — привлекательными оказываются не только технические новшества, но и стандарты жизненного УРОВНЯ, поведение, общение, вкусы.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
1) послАла
2) намерЕние
3) приручЁнный
4) понЯв
5) донЕльзя
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В последнее время набирают силы ПОПУЛИСТСКИЕ партии.
Активный СЛОВАРНЫЙ запас у русскоязычного населения составляет от 2000 до 5000 слов.
На вершине ЛЕСИСТОЙ горы туристы увидели какие-то строения.
Человеческий мозг способен развиваться и обучаться — в этом его важнейшее РАЗЛИЧИЕ от даже самого лучшего компьютера.
Даже спустя годы, малейшее НАПОМИНАНИЕ о трагических событиях того дня вызывали душевную боль.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Стремление Станюковича откликнуться на актуальные вопросы времени, присущий ему блистательный талант полемиста подготовили его видным публицистом.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ДИСПЕТЧЕРЫ предприятия
несколько СИРОТ
юрта КАЛМЫКОВ
дальше НИХ
РАЗДЕЛИВАТЬ имущество
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
---|---|
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 1) Терпеливо лежа на мелководье у мест, куда животные приходят на водопой, анакондой подкарауливается добыча. |
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 2) Вдоль дороги стоял ряд домов, построенных совсем недавно. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 3) На полотне «Переход Суворова через Альпы» история уступает место легенде, преломленной сквозь призму фольклора. |
Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм | 4) Поступив в Крымский университет, Курчатов сразу увлёкся физикой. |
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 5) Позже оркестрами стали называть большие группы музыкантов, совместно исполнявшие инструментальные произведения. |
6) Когда снег закончился, туристы продолжают путь. | |
7) Всех, кто воевали вместе с Жуковым, восхищала его выдержка и работоспособность. | |
8) Первоначально увертюра представляла собой что-то вроде музыкального сигнала, возвещавшего о начале спектакля. | |
9) В романе «Талисмане» Вальтер Скотт воспроизводит события и обстановку крестовых походов. |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) тр..нировать, к..мбинация, к..нкурент
2) зак..ренелый, р..сток, прил..жить
3) акк..мпанировать, упр..щённый (вариант), агит..ционный
4) скр..плённый, зап..вала (в хоре), увл..каться
5) разв..вать (память), прор..дить (всходы), интелл..ктуальный
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) из..скивать, вз..грать, пред..стория
2) ра..дваиваться, в..рывать, бе..мятежный
3) пр..вскочить, пр..ломление, пр..чудиться
4) с..ёмка, обез..яна, под..ехать
5) пр..вознести, пр..возмочь, пр..граждать
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) суетл..вый, кресл..це
2) ключ..вая (вода), ноч..вать
3) лукош..чко, зелён..нький
4) лёт..ик, дрессиров..ик
5) шир..на, преодол..вать
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) взвизгива..шь, множ..мый
2) лов..шь, огранич..нный
3) гон..шь, законч..вший
4) рассыпа..шь, обожа..мый
5) хлопоч..щая (хозяйка), хохоч..т (люди)
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Воздушный шар летел (НЕ)КУДА захочет воздухоплаватель, а куда подует ветер.
Сегодня ни один авиационный праздник (НЕ)ОБХОДИТСЯ без ярких воздушных шаров самых причудливых форм.
Само слово «шар» задаёт форму оболочке летательного аппарата, но в наши дни отнюдь (НЕ)РЕДКОСТЬ и шар в виде бутылки.
Люди мечтали летать, (НЕ)ЗАВИСЯ от воли ветра, и это привело к появлению дирижабля.
В нашей стране совсем (НЕ)ДАВНО был создан и построен совершенно новый тип дирижабля с оболочкой в виде диска — получилась настоящая летательная тарелка!
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
ГДЕ(ТО) далеко за лесом грохочут раскаты грома, огненные молнии (БЕЗ)УСТАЛИ разрывают на небе чёрные тучи, а в доме тепло и уютно.
Марс вращается (ВО)КРУГ оси почти с ТАКОЙ(ЖЕ) скоростью, как Земля, — сутки его лишь на 37 минут длиннее наших.
Люди ценят кур (ЗА)ТО, что они несут много яиц, а ТАК(ЖЕ) за их вкусное и питательное мясо.
В легенде рассказывается, БУДТО(БЫ) взгляд змеи (НА)СТОЛЬКО гипнотизирует жертву, что та сама лезет в пасть хищнице.
(В)НАЧАЛЕ думали, что уничтожение львов приведёт к увеличению числа копытных животных, а получилось всё (НА)ОБОРОТ.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
По словам К.Г. Паустовского, картины И.И. Левитана скром(1)ы и точ(2)ы и непреме(3)о требуют медле(4)ого прочтения.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишнёвым заревом.
2) Художник писал как городские так и деревенские пейзажи.
3) Было прохладно и берёзовые почки источали горькую сладость.
4) Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и уже надоевшие разговоры.
5) На Лиде были юбка и рубашка из яркой красной ткани в мелкий белый горох.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Русские землепроходцы(1) проникшие в ХV веке в Сибирь(2) были поражены красотой незнакомых им деревьев (3) одетых(4) длинной пушистой хвоей.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я люблю (1) тебя(2) принц(3) огня(4)
Так восторженно, так маняще,
Ты зовёшь, ты зовёшь меня
Из лесной полуночной чащи.
(Н. Гумилёв)
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В сознание людей начинает постепенно проникать мысль (1) о том (2) что добро заложено в природе (3) что человеческое существо (4) которое тоже создала природа (5) рождено для счастья и красоты.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сейчас любая, обладающая ядерным оружием страна знает(1) что(2) если она применит это оружие(3) то ей ответят тем же(4) и поэтому на нашей планете сохраняется хрупкий мир.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Я скривил губы и думаю про деда. (2) Дай себе волю — слезы закапают. (3) Смотрел, помню, кинокартину цветную «Бэмби» и залился слезами, когда у Бэмби — крошечного оленёнка — охотники убили мать... (4) Ноги вынесли меня на палубу. (5) Я протиснулся между людьми у поручней на борту и свесился над морем. (6) Пароход в этот миг дал крен на наш борт, и моя руки отцепились от поручней. (7) Сердце замерло — я повис над рокочущей пропастью. (8) Любое движение — смерть. (9) Но тут чьи-то большие руки поймали меня.
(По В. Пескову)
(1) Формировать в людях воспитанность нужно прежде всего через уважение к труду, к делу, которому посвятил себя. (2) Дидро говорил, что недостаточно делать добро, надо ещё делать его хорошо. (3) В юности я однажды сама подверглась такому воспитанию. (4) Я только что поступила в Художественный театр. (5) Шагаю по коридору, а навстречу мне Константин Сергеевич Станиславский. (6) Я впервые увидела его так близко. (7) Идёт могучий и красивый, смотрит на меня с высоты своего роста, и сердце моё замирает от восторга и волнения. (8) И вдруг вся его могучая фигура становится на цыпочки и легко-легко, бесшумно движется. (9) «Вы умеете ходить по театру?»—спрашивает. (10) И не дожидаясь ответа, объясняет: «Вы сейчас проходите мимо сцены, а там, может быть, репетиция, и, значит, надо ходить очень-очень тихо». (11) Не столько его слова, сколько лёгкая, осторожная походка оставили в моей памяти отметку на всю жизнь. (12) Вот что значит уметь воспитывать других собственным примером!
(13) Жизнь даёт немало поводов к раздражению по пустякам. (14) Ничего не стоит обидеть человека в автобусной толкучке, в очереди в магазине... (15) Если не сдержался, по ничтожному поводу задел обидным словом человека — значит унизил не только его, но прежде всего самого себя, что-то потерял в себе, стал беднее. (16) В Москве работа телефонной сети оставляет желать много лучшего. (17) Порой правильно наберёшь номер, а попадаешь совсем не туда, куда нужно. (18) И вдруг тебе раздражённо: «Набирайте правильно, не мешайте работать!» (19) И как приятно бывает, когда на другом конце провода неизвестный тебе человек, которого, наверное, никогда в жизни не встретишь, скажет мягко и вежливо, что вы ошиблись номером. (20) Телефонное недоразумение, а человек в нём не уронил своего человеческого достоинства.
(21) Бывает так — все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие, друг друга знающие. (22) Собрались дружески поговорить, а разговора не получается. (23) Говорят все разом. (24) Шумно и с увлечением. (25) Каждый о своём и совсем не слушает собеседника. (26) Каждый исключает каждого, поэтому вянет беседа, и уже нет того благодатного общения, которое так обогащает. (27) Быть в каком-нибудь обществе — это не значит собраться в кучу. (28) Это значит встретиться с людьми и воспринимать их мысли, их характеры, их поведение. (29) Встретиться с личностью — значит понять её, обогатить себя. (30) Уметь разговаривать — это значит уважать собеседника. (31) «Не следует завладевать разговором, как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого»,— говорил Цицерон.
(32) Бывает, что мы не спорим, а навязываем своё мнение упорно, даже грубо, совершенно не интересуясь возражением, а ведь надо выслушать и другую сторону. (33) Это культура взаимоотношения.
(34) Мы порой не обращаем внимания не только на то, что мы говорим, но и как мы говорим. (35) Торопимся, даже слов не договариваем. (36) Не всегда умеем ещё гордиться своим языком, а ведь язык наш удивительно красивый.
(37) Содержание неотделимо от формы. (38) Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. (39) Облик его говорит сам за себя. (40) Он не теряется в незнакомом обществе, умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. (41) Не будет разговаривать с женщиной, держа руки в карманах или папироску во рту. (42) Он не забудет снять головной убор, когда входит в помещение или когда слышит на торжественной церемонии исполнение Государственного гимна. (43) Он разрешит неожиданный житейский конфликт скорее юмором, чем досадой. (44) Во всём своём поведении он естественен и прост.
(45) Иногда на сцене пытаются изобразить общество сверхвоспитанных людей. (46) Актёры и актрисы манерно держат руки, манерно ходят, манерно говорят. (47) И эта мещанская изломанность выдаётся за «высший класс» поведения. (48) А подлинный «высший класс» воспитанности — это простота, естественность и непринуждённость.
(49) Быть среди людей Человеком — великое счастье. (50) Пусть испытают это счастье все.(По С. Гиацинтовой)
Гиацинтова Софья Владимировна (1895—1982) — русская советская актриса, театральный режиссёр, педагог.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Константин Сергеевич Станиславский умел воспитывать других людей своим примером.
2) Люди никогда не раздражаются по пустякам.
3) Когда люди говорят разом и не слушают друг друга, беседа быстро вянет.
4) Во время беседы, чтобы оказаться в центре внимания, надо стремиться завладеть разговором.
5) Воспитанному человеку присущи простота, естественность и непринуждённость.
(1) Формировать в людях воспитанность нужно прежде всего через уважение к труду, к делу, которому посвятил себя. (2) Дидро говорил, что недостаточно делать добро, надо ещё делать его хорошо. (3) В юности я однажды сама подверглась такому воспитанию. (4) Я только что поступила в Художественный театр. (5) Шагаю по коридору, а навстречу мне Константин Сергеевич Станиславский. (6) Я впервые увидела его так близко. (7) Идёт могучий и красивый, смотрит на меня с высоты своего роста, и сердце моё замирает от восторга и волнения. (8) И вдруг вся его могучая фигура становится на цыпочки и легко-легко, бесшумно движется. (9) «Вы умеете ходить по театру?»—спрашивает. (10) И не дожидаясь ответа, объясняет: «Вы сейчас проходите мимо сцены, а там, может быть, репетиция, и, значит, надо ходить очень-очень тихо». (11) Не столько его слова, сколько лёгкая, осторожная походка оставили в моей памяти отметку на всю жизнь. (12) Вот что значит уметь воспитывать других собственным примером!
(13) Жизнь даёт немало поводов к раздражению по пустякам. (14) Ничего не стоит обидеть человека в автобусной толкучке, в очереди в магазине... (15) Если не сдержался, по ничтожному поводу задел обидным словом человека — значит унизил не только его, но прежде всего самого себя, что-то потерял в себе, стал беднее. (16) В Москве работа телефонной сети оставляет желать много лучшего. (17) Порой правильно наберёшь номер, а попадаешь совсем не туда, куда нужно. (18) И вдруг тебе раздражённо: «Набирайте правильно, не мешайте работать!» (19) И как приятно бывает, когда на другом конце провода неизвестный тебе человек, которого, наверное, никогда в жизни не встретишь, скажет мягко и вежливо, что вы ошиблись номером. (20) Телефонное недоразумение, а человек в нём не уронил своего человеческого достоинства.
(21) Бывает так — все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие, друг друга знающие. (22) Собрались дружески поговорить, а разговора не получается. (23) Говорят все разом. (24) Шумно и с увлечением. (25) Каждый о своём и совсем не слушает собеседника. (26) Каждый исключает каждого, поэтому вянет беседа, и уже нет того благодатного общения, которое так обогащает. (27) Быть в каком-нибудь обществе — это не значит собраться в кучу. (28) Это значит встретиться с людьми и воспринимать их мысли, их характеры, их поведение. (29) Встретиться с личностью — значит понять её, обогатить себя. (30) Уметь разговаривать — это значит уважать собеседника. (31) «Не следует завладевать разговором, как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого»,— говорил Цицерон.
(32) Бывает, что мы не спорим, а навязываем своё мнение упорно, даже грубо, совершенно не интересуясь возражением, а ведь надо выслушать и другую сторону. (33) Это культура взаимоотношения.
(34) Мы порой не обращаем внимания не только на то, что мы говорим, но и как мы говорим. (35) Торопимся, даже слов не договариваем. (36) Не всегда умеем ещё гордиться своим языком, а ведь язык наш удивительно красивый.
(37) Содержание неотделимо от формы. (38) Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. (39) Облик его говорит сам за себя. (40) Он не теряется в незнакомом обществе, умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. (41) Не будет разговаривать с женщиной, держа руки в карманах или папироску во рту. (42) Он не забудет снять головной убор, когда входит в помещение или когда слышит на торжественной церемонии исполнение Государственного гимна. (43) Он разрешит неожиданный житейский конфликт скорее юмором, чем досадой. (44) Во всём своём поведении он естественен и прост.
(45) Иногда на сцене пытаются изобразить общество сверхвоспитанных людей. (46) Актёры и актрисы манерно держат руки, манерно ходят, манерно говорят. (47) И эта мещанская изломанность выдаётся за «высший класс» поведения. (48) А подлинный «высший класс» воспитанности — это простота, естественность и непринуждённость.
(49) Быть среди людей Человеком — великое счастье. (50) Пусть испытают это счастье все.(По С. Гиацинтовой)
Гиацинтова Софья Владимировна (1895—1982) — русская советская актриса, театральный режиссёр, педагог.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 4—5 представлено повествование.
2) Предложения 7—8 содержат элементы описания.
3) В предложениях 11—12 представлено рассуждение.
4) Предложения 23—25 указывают причину того, о чём говорится в предложении 22.
5) Предложение 48 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 47.
1) (4) Я только что поступила в Художественный театр. (5) Шагаю по коридору, а навстречу мне Константин Сергеевич Станиславский.
2) (7) Идёт могучий и красивый, смотрит на меня с высоты своего роста, и сердце моё замирает от восторга и волнения. (8) И вдруг вся его могучая фигура становится на цыпочки и легко-легко, бесшумно движется.
3) (16) В Москве работа телефонной сети оставляет желать много лучшего. (17) Порой правильно наберёшь номер, а попадаешь совсем не туда, куда нужно.
4) (22) Собрались дружески поговорить, а разговора не получается. (23) Говорят все разом. (24) Шумно и с увлечением. (25) Каждый о своём и совсем не слушает собеседника.
5) (47) И эта мещанская изломанность выдаётся за «высший класс» поведения. (48) А подлинный «высший класс» воспитанности — это простота, естественность и непринуждённость.
Из предложений 13—14 выпишите просторечное слово.
(13) Жизнь даёт немало поводов к раздражению по пустякам. (14) Ничего не стоит обидеть человека в автобусной толкучке, в очереди в магазине...
Среди предложений 45—50 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(45) Иногда на сцене пытаются изобразить общество сверхвоспитанных людей. (46) Актёры и актрисы манерно держат руки, манерно ходят, манерно говорят. (47) И эта мещанская изломанность выдаётся за «высший класс» поведения. (48) А подлинный «высший класс» воспитанности — это простота, естественность и непринуждённость. (49) Быть среди людей Человеком — великое счастье. (50) Пусть испытают это счастье все.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
«Софья Владимировна Гиацинтова стремится эмоционально воздействовать на читателя. Для этого она использует троп — (А)______(«фигура становится на цыпочки» в предложении 8) и приём — (Б) ______(в предложениях 23—24). Наличие в тексте фигуры речи — (В)______(предложения 25—26) и средство выразительности синтаксиса — (Г)______ (в предложениях 10, 19) свидетельствует о попытке автора убедить каждого читателя текста в необходимости формировать в себе воспитанность».
Список терминов:
1) олицетворение
2) парцелляция
3) эпитеты
4) сравнение
5) вводные слова
6) инверсия
7) метонимия
8) восклицательные предложения
9) анафора
А) (8) И вдруг вся его могучая фигура становится на цыпочки и легко-легко, бесшумно движется.
Б) (23) Говорят все разом. (24) Шумно и с увлечением.
В) (25) Каждый о своём и совсем не слушает собеседника. (26) Каждый исключает каждого, поэтому вянет беседа, и уже нет того благодатного общения, которое так обогащает.
Г) (10) И не дожидаясь ответа, объясняет: «Вы сейчас проходите мимо сцены, а там, может быть, репетиция, и, значит, надо ходить очень-очень тихо». (19) И как приятно бывает, когда на другом конце провода неизвестный тебе человек, которого, наверное, никогда в жизни не встретишь, скажет мягко и вежливо, что вы ошиблись номером.
Часть 2.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
№ | Ваш ответ | Ответ и решение | Первичный балл |
---|---|---|---|
Здесь появится результат первой части. Нажмите на кнопку «Завершить работу», чтобы увидеть правильные ответы и посмотреть решения. |