Вариант 7
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–26 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за ПРЕДЕЛАМИ Москвы московскими калачами и сайками, был разборчив и не всяким случаем пользовался, где можно деньги нажить. Испокон веков был обычай на большие праздники — Рождество, Крещение, Пасху, а также в родительские субботы — посылать в тюрьмы подаяние арестованным. Булочные получали ЗАКАЗЫ от жертвователя на тысячу, две, а то и больше калачей и саек. Наживались на этих подаяниях главным образом булочники и хлебопекарни. Только один старик Филиппов был в этом случае честным человеком.
Во-первых, он при заказе никогда не посылал завали(1) арестантам, а всегда свежие калачи и сайки; ( _______ ), у него вёлся особый СЧЁТ, по которому видно было, сколько барыша давали эти заказы на подаяние, и этот барыш он целиком отвозил сам в тюрьму и жертвовал на улучшение пищи больным арестантам. И выполнял он эту РАБОТУ «очень просто», не ради выгод или медальных и мундирных отличий благотворительных учреждений.
Кроме того, по зимам шли обозы с его сухарями, калачами и сайками, на соломе испечёнными, даже в Сибирь. Их как-то особым способом, горячими, прямо из печки, ЗАМОРАЖИВАЛИ, везли за тысячу вёрст, а уже перед самой едой оттаивали — тоже особым способом, в сырых полотенцах, — и ароматные, горячие калачи где-нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол с пылу, с жару.
(По В. А. Гиляровскому)
(1) Заваль — залежавшийся, непроданный товар, обычно плохой по качеству.
Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в шестом (6) предложении текста. Запишите это вводное слово.
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ПРЕДЕЛ – Пространственная или временная граница чего-н.; то, что ограничивает собою что-н. За пределами страны. В пределах текущего года.
2) ЗАКАЗ – от глагола ЗАКАЗАТЬ: Поручить кому-н. изготовить, сделать что-н. 3аказ на костюм. 3аказать обед. Выполнить заказ в срок 3) РАБОТА – Продукт труда, готовое изделие. Печатные работы. Выставка работ художника. 4) ИДТИ (шли) – О пьесе, спектакле, фильме: быть демонстрируемым, исполняться, ставиться. В театре шла новая опера. 5) ЗАМОРАЖИВАТЬ – (перен.) Оставить на прежнем уровне или неиспользованным. 3. цены. 3. средства, фонды.Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за ПРЕДЕЛАМИ Москвы московскими калачами и сайками, был разборчив и не всяким случаем пользовался, где можно деньги нажить. Испокон веков был обычай на большие праздники — Рождество, Крещение, Пасху, а также в родительские субботы — посылать в тюрьмы подаяние арестованным. Булочные получали ЗАКАЗЫ от жертвователя на тысячу, две, а то и больше калачей и саек. Наживались на этих подаяниях главным образом булочники и хлебопекарни. Только один старик Филиппов был в этом случае честным человеком.
Во-первых, он при заказе никогда не посылал завали(1) арестантам, а всегда свежие калачи и сайки; ( _______ ), у него вёлся особый СЧЁТ, по которому видно было, сколько барыша давали эти заказы на подаяние, и этот барыш он целиком отвозил сам в тюрьму и жертвовал на улучшение пищи больным арестантам. И выполнял он эту РАБОТУ «очень просто», не ради выгод или медальных и мундирных отличий благотворительных учреждений.
Кроме того, по зимам шли обозы с его сухарями, калачами и сайками, на соломе испечёнными, даже в Сибирь. Их как-то особым способом, горячими, прямо из печки, ЗАМОРАЖИВАЛИ, везли за тысячу вёрст, а уже перед самой едой оттаивали — тоже особым способом, в сырых полотенцах, — и ароматные, горячие калачи где-нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол с пылу, с жару.
(По В. А. Гиляровскому)
(1) Заваль — залежавшийся, непроданный товар, обычно плохой по качеству.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Первое предложение (Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за пределами московскими калачами и сайками, был разборчив и не всяким случаем пользовался, где можно деньги нажить) — это тезис, который доказывается в тексте.
2) Лексика характеризуется неоднородностью: наряду с общеупотребительной используются специальная терминология (калачи, сайки, подаяние, пища), речевые штампы — клише (основатель булочной, деньги нажить, особым образом).
3) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых уточняющие члены предложения, ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.
4) В предложениях Только один старик Филиппов был в этом случае честным человеком (3-й абзац) и И выполнял он эту работу «очень просто», не ради выгод или медальных и мундирных отличий благотворительных учреждений (4-й абзац) передано отношение автора текста к Ивану Филиппову.
5) Разговорная (нажить, барыш), устаревшая (жертвователь, верста) лексика, фразеологизмы (испокон веков; с пылу, с жару) помогают передать колорит эпохи.
Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за ПРЕДЕЛАМИ Москвы московскими калачами и сайками, был разборчив и не всяким случаем пользовался, где можно деньги нажить. Испокон веков был обычай на большие праздники — Рождество, Крещение, Пасху, а также в родительские субботы — посылать в тюрьмы подаяние арестованным. Булочные получали ЗАКАЗЫ от жертвователя на тысячу, две, а то и больше калачей и саек. Наживались на этих подаяниях главным образом булочники и хлебопекарни. Только один старик Филиппов был в этом случае честным человеком.
Во-первых, он при заказе никогда не посылал завали(1) арестантам, а всегда свежие калачи и сайки; ( _______ ), у него вёлся особый СЧЁТ, по которому видно было, сколько барыша давали эти заказы на подаяние, и этот барыш он целиком отвозил сам в тюрьму и жертвовал на улучшение пищи больным арестантам. И выполнял он эту РАБОТУ «очень просто», не ради выгод или медальных и мундирных отличий благотворительных учреждений.
Кроме того, по зимам шли обозы с его сухарями, калачами и сайками, на соломе испечёнными, даже в Сибирь. Их как-то особым способом, горячими, прямо из печки, ЗАМОРАЖИВАЛИ, везли за тысячу вёрст, а уже перед самой едой оттаивали — тоже особым способом, в сырых полотенцах, — и ароматные, горячие калачи где-нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол с пылу, с жару.
(По В. А. Гиляровскому)
(1) Заваль — залежавшийся, непроданный товар, обычно плохой по качеству.
Укажите варианты ответов, в которых неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) крАлась
2) диспАнсер
3) красивЕе
4) исчЕрпать
5) углубИть
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Современный ЗВУКОВОЙ фильм не может заменить нам всего очарования старого немого кино.
Оформляясь на работу, внимательно ЗАПОЛНЯЙТЕ анкету.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ брак - это продукция, которая содержит дефекты.
ОДИНОКИЕ деепричастия не обособляются, если по значению сближаются с наречиями.
Пастухов был ПАМЯТЛИВ на доходчивые напевы и с первых тактов песни признавал её новой, никогда не слышанной.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Заглавный герой романа «12 стульев» Остап Бендер никогда не терял чувства юмора.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
около трёх КИЛОГРАММОВ
ВОСЬМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами
все ДИРЕКТОРА заводов
НАИСЛОЖНЕЙШАЯ задача
ПО ЗАВЕРШЕНИЮ спектакля
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
---|---|
А) нарушение построения предложения с причастным оборотом | 1) Гулявшая женщина с собакой остановилась у витрины магазина. |
Б) нарушение построения предложения с деепричастным оборотом | 2) Психологи считают, что оратор не должен появляться перед публикой до начала своего выступления. |
В) нарушение управления | 3) Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает ее. |
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 4) Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству. |
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | 5) Митрофанушку родители воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом. |
6) По приезде в Санкт-Петербург мы отправились на Дворцовую площадь. | |
7) Поднимаясь по лестнице, старику пришлось остановиться, чтобы передохнуть. | |
8) Тургенев был писателем, необыкновенно чутким к красоте слова. | |
9) Бабушка не пропускала ни одной рубрики «Готовим вместе» в журнале «Теленеделе». |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) сомн..ваться, аг..тация, бл..стящий
2) р..дколесье, конс..рвировать, пот..плев
3) (предвыборная) к..мпания, асф..льтировать, симп..тичный
4) обр..мление, ч..стота (сердцебиения), в..рсистый
5) загром..ждать, оз..ривший, т..мительный
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) пост..мпериализм, меж..рригационный, спорт..гра
2) бе..форменный, ..дача, бе..возвратно
3) во..кликнуть, ра..шить, ..держать
4) с..мпровизировать, вз..мать, без..тоговый
5) пр..бывать (в недоумении), пр..вратность, пр..умолкнуть
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ман..шь, гречн..вый
2) рул..вой, недоум..вая
3) проверя..шь, невид..мый
4) тюл..вый, претерп..вающий
5) заманч..вый, остр..нький
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) изуча..шь, независ..мый
2) законч..шь, провер..вший
3) обяж..шь, движ..мый
4) принос.шь, повал..нный
5) запиш..шь, закручива..мый
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. (НЕ)РАСПРОДАННЫЕ в течение месяца игрушки уценили.
2. Этому талантливому артисту (НЕ)СРАЗУ удалось добиться признания публики.
3. Пока (НЕ)СКРЫТОЕ облаками солнце освещает город удивительно ярким светом.
4. Мимо Пелагеи (НЕ)СПЕША прошёл мастер столярного цеха.
5. (НЕ)СМОТРЯ на колоссальную загруженность, он всё-таки нашёл время встретиться с нами в кафе.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. ПО(ТОМУ), как изгибался берег, Настя поняла, что высокий лесистый мыс остался (С)ЛЕВА.
2. Когда ходили по дворцу, я всё думал, ЧТО(БЫ) такое взять и унести отсюда (НА)ПАМЯТЬ.
3. ОТКУДА(ТО) потянуло дымком, и Пётр, только что приехавший (ОТ)ТУДА, где дымы больше месяца не сходили с земли, невольно приостановился.
4. Едешь КУДА(НИБУДЬ), (В)РОДЕ бы всё в порядке, и вдруг — незапланированная остановка.
5. А как (НА)СЧЁТ ТОГО, ЧТО(БЫ) стать великим футболистом?
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Когда он заявился в столовую, обставле(1)ую дорого и чудно: картины в тяжёлых золочё(2)ых рамах, какие-то столики по углам, на них серебря(3)ые канделябры, антикварные часы со вздыбле(4)ыми конями и множество мелких случайных вещиц, — все уже собрались.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В доме стояли напольные старинные часы с боем и висели две картины неизвестного итальянского мастера.
2) В один из последних вечеров в Коктебеле видел я и старую женщину с сухими цветами и её новых друзей.
3) Но ни усталость ни скука ни на минуту не смогли согнать с лица Ильи Ильича мягкость.
4) Ударам стихии подверглись западные южные юго-восточные районы города и его центральная часть.
5) Солнце садилось и окрашивало небосклон нежными красками то огненного то желтовато-бледного заката.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В широком розовом платье (1) особенно ей шедшем (2) с волосами (3) отливающими в золото (4) и с рукой (5) поднятой к глазам (6) Анна напомнила мне Флору.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Нам (1) однако (2) уже (3) казалось (4) что лес будет тянуться бесконечно.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мне показалось (1) что редактор газеты очень хорошо понимал значение экспедиции «Святой Марии» (2) поскольку он сказал (3) что сейчас (4) когда у всех к Арктике такой огромный интерес (5) это своевременная и нужная тема.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда человек нам не нравится (1) мы найдём любые поводы отказать ему в помощи (2) а (3) если он нам нравится (4) то мы всегда убедим себя (5) что ему необходимо помочь.
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)В Спарте было три сословия – три класса: спартанцы, периэки, илоты. (2) Спартанцы правили и воевали, периэки ковали оружие и платили подать, илоты пахали и собирали жатву. (3)Спартанцев было девять тысяч семейств: вся земля Лаконии была разделена для них на девять тысяч равных наделов – ведь на войне все равны. (4)Спартанцы обедали не дома, а в казармах: каждый отряд вместе. (5)Главным кушаньем была черная кровяная похлебка из свинины с чечевицей, уксусом и солью. (6)Она была невероятно питательна и невероятно противна на вкус. (7)Персидский царь, когда был в Греции, заставил пленного спартанца сварить ему такую похлебку, попробовал и сказал: «Теперь я понимаю, почему спартанцы так храбро идут на смерть: им милее гибель, чем такая еда».
(1)Николай Николаевич не был в городке более тридцати лет. (2)Он только недавно похоронил свою жену и сам после этого тяжело заболел.
(З)Николай Николаевич не боялся смерти и относился к этому естественно и просто, но он хотел обязательно добраться до родного дома. (4)Он мечтал попасть в окружение старых стен, где длинными бессонными ночами перед ним мелькали бы вереницы давно забытых и вечно памятных лиц.
(5)Целый год до его приезда дом простоял заколоченный. (6)Его поливали дожди, на крыше лежал снег, и никто его не счищал, поэтому крыша, и так уже давно не крашенная, во многих местах прохудилась и проржавела. (7)А ступени главного крыльца совсем прогнили.
(8)Когда Николай Николаевич увидел свою улицу и свой дом, сердце у него заколотилось так сильно, что он испугался, что не дойдет. (9)Он постоял несколько минут, отдышался, твёрдым военным шагом пересёк улицу, решительно оторвал крест от калитки, вошёл во двор, отыскал в сарае топор и стал им отрывать доски от заколоченных окон.
(10)Неистово работая топором, забыв впервые о больном сердце, он думал: главное - отколотить доски, открыть двери, распахнуть окна, чтобы дом зажил своей постоянной жизнью.
(11)По памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим тёплым воздухом печей, горячим хлебом, парным молоком и свежевымытыми полами. (12)И ещё когда Николай Николаевич был маленьким мальчиком, то всегда думал, что у них в доме живут не только «живые люди», не только бабушка, дедушка, папа, мама, братья и сёстры, приезжающие и уезжающие бесчисленные дяди и тёти, а ещё и те, которые были на картинах, развешанных по стенам во всех пяти комнатах.
(13)И это чувство, что «люди с картин» на самом деле живут в их доме, никогда не покидало его, даже когда он стал взрослым, хотя, может быть, это и странно.
(14)Трудно объяснить, почему так происходило, но, будучи в самых сложных переделках, в предсмертной агонии, на тяжкой кровавой работе войны, он, вспоминая дом, думал не только о своих родных, которые населяли его, но и о «людях с картин», которых он никогда не знал.
(15)Николай Николаевич отворил дверь с некоторой опаской.
(16)В доме пахло сыростью и затхлостью. (17)На потолке и в углах была паутина. (18)Многочисленные пауки и паучки, не обращая на него внимания, продолжали свою кропотливую искусную работу. (19)Полевая мышка, найдя приют в брошенном доме, как цирковой канатоходец, несколько раз весело пробежала по проволоке, которая осталась на окне от занавесей.
(20)Мебель была сдвинута со своих привычных мест и зачехлена старыми чехлами. (21)Картины, заботливо завёрнутые сестрой в мешковину, лежали на антресолях в самой сухой комнате.
(22)Первым делом Николай Николаевич затопил печи, а когда стёкла окон запотели, отворил их настежь, чтобы вышла из дома сырость. (23)А сам всё подкладывал и подкладывал в печи дрова, заворожённый пламенем и гулом огня. (24)Потом он вымыл стены, принёс стремянку, добрался до потолков и, наконец, меняя несколько раз воду, выскоблил тщательно полы, половицу за половицей.
(25)Постепенно всем своим существом Николай Николаевич почувствовал тепло родных печей и привычный запах родного дома — он радостно кружил ему голову.
(26)Впервые за последние годы Николай Николаевич освобождённо и блаженно вздохнул. (27)Вот тогда-то он снял чехлы с мебели и расставил её. (28)И, наконец, развесил картины... (29)Каждую на своё место.
(З0)Николай Николаевич огляделся, подумал, что бы сделать ещё, — и вдруг понял, что ему больше всего хочется сесть в старое отцовское кресло, которое называлось волшебным словом «вольтеровское». (31)В детстве ему не разрешалось этого делать, а как хотелось забраться на него с ногами!..
(32)Николай Николаевич медленно опустился в кресло, откинулся на мягкую спинку, облокотился на подлокотники и просидел так неизвестно сколько времени. (ЗЗ)Может быть, час, а может быть, три, а может, остаток дня и всю ночь...
(34)Дом ожил, заговорил, запел, зарыдал... (35)Множество людей вошли в комнату и окружили кольцом Николая Николаевича.
(З6)Николай Николаевич думал о разном, но каждый раз возвращался к своей тайной мечте. (37)Он думал о том, что когда он умрёт, то здесь поселится его сын с семьёй. (38)И видел воочию, как сын входит в дом. (39)И конечно, невидимые частицы прошлого пронзят и прогреют его тело, запульсируют кровью, и он уже никогда не сможет забыть родного дома.
(По В. Железникову *)
* Владимир Карпович Железников (род. в 1925 г.) - русский детский писатель, кинодраматург, засуженный деятель искусств Российской Федерации, автор таких известных произведений для детей, как «Чудак из «6-Б»», «Чучело», «Жизнь и приключения чудака», «Каждый мечтает о собаке».
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?
1. Николай Николаевич только в детстве думал о том, что "люди с картин" живут в их доме.
2. Дом Николая Николаевича стоял заколоченным уже несколько лет.
3. Мебель в старом доме была сдвинута и закрыта чехлами, а картины лежали на антресолях.
4. Николай Николаевич развесил картины, а потом затопил печь и принялся за уборку.
5. Николай Николаевич мечтал о том, что сын с семьёй поселится в родном доме.
(1)Николай Николаевич не был в городке более тридцати лет. (2)Он только недавно похоронил свою жену и сам после этого тяжело заболел.
(З)Николай Николаевич не боялся смерти и относился к этому естественно и просто, но он хотел обязательно добраться до родного дома. (4)Он мечтал попасть в окружение старых стен, где длинными бессонными ночами перед ним мелькали бы вереницы давно забытых и вечно памятных лиц.
(5)Целый год до его приезда дом простоял заколоченный. (6)Его поливали дожди, на крыше лежал снег, и никто его не счищал, поэтому крыша, и так уже давно не крашенная, во многих местах прохудилась и проржавела. (7)А ступени главного крыльца совсем прогнили.
(8)Когда Николай Николаевич увидел свою улицу и свой дом, сердце у него заколотилось так сильно, что он испугался, что не дойдет. (9)Он постоял несколько минут, отдышался, твёрдым военным шагом пересёк улицу, решительно оторвал крест от калитки, вошёл во двор, отыскал в сарае топор и стал им отрывать доски от заколоченных окон.
(10)Неистово работая топором, забыв впервые о больном сердце, он думал: главное - отколотить доски, открыть двери, распахнуть окна, чтобы дом зажил своей постоянной жизнью.
(11)По памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим тёплым воздухом печей, горячим хлебом, парным молоком и свежевымытыми полами. (12)И ещё когда Николай Николаевич был маленьким мальчиком, то всегда думал, что у них в доме живут не только «живые люди», не только бабушка, дедушка, папа, мама, братья и сёстры, приезжающие и уезжающие бесчисленные дяди и тёти, а ещё и те, которые были на картинах, развешанных по стенам во всех пяти комнатах.
(13)И это чувство, что «люди с картин» на самом деле живут в их доме, никогда не покидало его, даже когда он стал взрослым, хотя, может быть, это и странно.
(14)Трудно объяснить, почему так происходило, но, будучи в самых сложных переделках, в предсмертной агонии, на тяжкой кровавой работе войны, он, вспоминая дом, думал не только о своих родных, которые населяли его, но и о «людях с картин», которых он никогда не знал.
(15)Николай Николаевич отворил дверь с некоторой опаской.
(16)В доме пахло сыростью и затхлостью. (17)На потолке и в углах была паутина. (18)Многочисленные пауки и паучки, не обращая на него внимания, продолжали свою кропотливую искусную работу. (19)Полевая мышка, найдя приют в брошенном доме, как цирковой канатоходец, несколько раз весело пробежала по проволоке, которая осталась на окне от занавесей.
(20)Мебель была сдвинута со своих привычных мест и зачехлена старыми чехлами. (21)Картины, заботливо завёрнутые сестрой в мешковину, лежали на антресолях в самой сухой комнате.
(22)Первым делом Николай Николаевич затопил печи, а когда стёкла окон запотели, отворил их настежь, чтобы вышла из дома сырость. (23)А сам всё подкладывал и подкладывал в печи дрова, заворожённый пламенем и гулом огня. (24)Потом он вымыл стены, принёс стремянку, добрался до потолков и, наконец, меняя несколько раз воду, выскоблил тщательно полы, половицу за половицей.
(25)Постепенно всем своим существом Николай Николаевич почувствовал тепло родных печей и привычный запах родного дома — он радостно кружил ему голову.
(26)Впервые за последние годы Николай Николаевич освобождённо и блаженно вздохнул. (27)Вот тогда-то он снял чехлы с мебели и расставил её. (28)И, наконец, развесил картины... (29)Каждую на своё место.
(З0)Николай Николаевич огляделся, подумал, что бы сделать ещё, — и вдруг понял, что ему больше всего хочется сесть в старое отцовское кресло, которое называлось волшебным словом «вольтеровское». (31)В детстве ему не разрешалось этого делать, а как хотелось забраться на него с ногами!..
(32)Николай Николаевич медленно опустился в кресло, откинулся на мягкую спинку, облокотился на подлокотники и просидел так неизвестно сколько времени. (ЗЗ)Может быть, час, а может быть, три, а может, остаток дня и всю ночь...
(34)Дом ожил, заговорил, запел, зарыдал... (35)Множество людей вошли в комнату и окружили кольцом Николая Николаевича.
(З6)Николай Николаевич думал о разном, но каждый раз возвращался к своей тайной мечте. (37)Он думал о том, что когда он умрёт, то здесь поселится его сын с семьёй. (38)И видел воочию, как сын входит в дом. (39)И конечно, невидимые частицы прошлого пронзят и прогреют его тело, запульсируют кровью, и он уже никогда не сможет забыть родного дома.
(По В. Железникову *)
* Владимир Карпович Железников (род. в 1925 г.) - русский детский писатель, кинодраматург, засуженный деятель искусств Российской Федерации, автор таких известных произведений для детей, как «Чудак из «6-Б»», «Чучело», «Жизнь и приключения чудака», «Каждый мечтает о собаке».
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1. Предложение 4 поясняет предложение 3.
2. Предложения 8—10 содержат повествование.
3. В предложениях 16—21 представлено описание.
4. В предложениях 25—29 заключено описание.
5. В предложениях 32—33 представлено рассуждение.
1. (З)Николай Николаевич не боялся смерти и относился к этому естественно и просто, но он хотел обязательно добраться до родного дома. (4)Он мечтал попасть в окружение старых стен, где длинными бессонными ночами перед ним мелькали бы вереницы давно забытых и вечно памятных лиц.
2. (8)Когда Николай Николаевич увидел свою улицу и свой дом, сердце у него заколотилось так сильно, что он испугался, что не дойдет. (9)Он постоял несколько минут, отдышался, твёрдым военным шагом пересёк улицу, решительно оторвал крест от калитки, вошёл во двор, отыскал в сарае топор и стал им отрывать доски от заколоченных окон. (10)Неистово работая топором, забыв впервые о больном сердце» он думал: главное - отколотить доски, открыть двери, распахнуть окна, чтобы дом зажил своей постоянной жизнью.
3. (16)В доме пахло сыростью и затхлостью. (17)На потолке И в углах была паутина. (18)Многочисленные пауки и паучки, не обращая на него внимания, продолжали свою кропотливую искусную работу. (19)Полевая мышка, найдя приют в брошенном доме, как цирковой канатоходец, несколько раз весело пробежала по проволоке, которая осталась на окне от занавесей. (20)Мебель была сдвинута со своих привычных мест и зачехлена старыми чехлами. (21)Картины, заботливо завёрнутые сестрой в мешковину, лежали на антресолях в самой сухой комнате.
4. (25)Постепенно всем своим существом Николай Николаевич почувствовал тепло родных печей и привычный запах родного дома — он радостно кружил ему голову. (26)Впервые за последние годы Николай Николаевич освобождённо и блаженно вздохнул. (27)Вот тогда-то он снял чехлы с мебели и расставил её. (28)И, наконец, развесил картины... (29)Каждую на своё место.
5. (32)Николай Николаевич медленно опустился в кресло, откинулся на мягкую спинку, облокотился на подлокотники и просидел так неизвестно сколько времени. (ЗЗ)Может быть, час, а может быть, три, а может, остаток дня и всю ночь...
Из предложения 10 выпишите синонимы (синонимическую пару).
(10)Неистово работая топором, забыв впервые о больном сердце» он думал: главное - отколотить доски, открыть двери, распахнуть окна, чтобы дом зажил своей постоянной жизнью.
Среди предложений 13—16 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи наречия и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
(13)И это чувство, что «люди с картин» на самом деле живут в их доме, никогда не покидало его, даже когда он стал взрослым, хотя, может быть, это и странно.
(14)Трудно объяснить, почему так происходило, но, будучи в самых сложных переделках, в предсмертной агонии, на тяжкой кровавой работе войны, он, вспоминая дом, думал не только о своих родных, которые населяли его, но и о «людях с картин», которых он никогда не знал.
(15)Николай Николаевич отворил дверь с некоторой опаской.
(16)В доме пахло сыростью и затхлостью. (17)На потолке И в углах была паутина.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
«У каждого человека есть дом, где он родился и жили его родные, дом, где долго жил он сам и, может быть, был счастлив, — словом, дом, который мы называем «отчий». Человек, став уже взрослым, возвращается в этот дом в реальной жизни или мысленно, потому что родные стены возрождают его к жизни и наполняют силой. Владимир Железников очень ярко и зримо описывает именно такую ситуацию, используя различные синтаксические средства: (А) ______ (предложения 27—29), (Б) ______ (в предложениях 9, 11,12 и др.), (В) _____ (предложение 34). Выразительность тексту придают и (Г) ______ («родной дом», «кропотливая работа»)».
Список терминов:
1) эпитеты
2) цитирование
3) риторический вопрос
4) противопоставление
5) градация
6) фразеологизмы
7) парцелляция
8) разговорная лексика
9) ряды однородных членов
А. (27)Вот тогда-то он снял чехлы с мебели и расставил её. (28)И, наконец, развесил картины... (29)Каждую на своё место.
Б. (9)Он постоял несколько минут, отдышался, твёрдым военным шагом пересёк улицу, решительно оторвал крест от калитки, вошёл во двор, отыскал в сарае топор и стал им отрывать доски от заколоченных окон. (11)По памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим тёплым воздухом печей, горячим хлебом, парным молоком и свежевымытыми полами. (12)И ещё когда Николай Николаевич был маленьким мальчиком, то всегда думал, что у них в доме живут не только «живые люди», не только бабушка, дедушка, папа, мама, братья и сёстры, приезжающие и уезжающие бесчисленные дяди и тёти, а ещё и те, которые были на картинах, развешанных по стенам во всех пяти комнатах.
В. (34)Дом ожил, заговорил, запел, зарыдал...
Часть 2.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
---|---|
1. Проблема отношения к родному дому. (Почему человек дорожит домом, в котором прошло его детство?) | 1. Родной дом для большинства людей — это связь с прошлым, воспоминания детства, память о родных и близких людях, которая поддерживает человека в трудные периоды жизни. |
2. Проблема памяти. (Почему люди дорожат памятью о прошлом?) | 2. Память о прошлом поддерживает человека в трудные моменты жизни. |
№ | Ваш ответ | Ответ и решение | Первичный балл |
---|---|---|---|
Здесь появится результат первой части. Нажмите на кнопку «Завершить работу», чтобы увидеть правильные ответы и посмотреть решения. |