Вариант 21
Часть 1.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.
«На дне» М. Горький
Лука (задумчиво, Бубнову). Вот... ты говоришь – правда... Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь... Был, примерно, такой случай; знал я одного человека, который в праведную землю верил...
Бубнов. Во что-о?
Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля... в той, дескать, земле – особые люди населяют... хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке – завсяко-просто – помогают... и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти... праведную эту землю искать. Был он – бедный, жил – плохо... и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, – духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько – пожду... а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю...» Одна у него радость была – земля эта...
Пепел. Ну? Пошел?
Бубнов. Куда? Хо-хо!
Лука. И вот в это место – в Сибири дело-то было – прислали ссыльного, ученого... с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками... Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел – нет нигде праведной земли! Всё верно, все земли показаны, а праведной – нет!..
Пепел (негромко). Ну? Нету?
Бубнов хохочет.
Наташа. Погоди ты... ну, дедушка?
Лука. Человек – не верит... Должна, говорит, быть... ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои – ни к чему, если праведной земли нет... Ученый – в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился – как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил – есть! а по планам выходит – нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый...» Да в ухо ему – раз! Да еще!.. (Помолчав.) А после того пошел домой – и удавился!..
Все молчат, Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.
Пепел (негромко). Ч-черт те возьми... история – невеселая...
Наташа. Не стерпел обмана...
Бубнов (угрюмо). Всё – сказки...
При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину ХIХ века и традиции которого нашли свое отражение в пьесе М. Горького "На дне".
Каково традиционное определение жанра пьесы "На дне"?
Приведенная сцена отображает разговор героев между собой. Как называется данная форма общения персонажей в художественном произведении?
Назовите символический образ, отраженный в названии знаменитой пьесы М. Горького о «ночлежной» жизни.
В драме М. Горького «На дне» противопоставлены две «правды жизни»: «Человек… Это звучит гордо!» (Сатин) и «Все люди на земле лишние» (Бубнов). Укажите название художественного приема, основанного на противопоставлении или сопоставлении резко противоположных понятий или образов.
Как называются авторские замечания и пояснения по ходу действия пьесы ("негромко", "угрюмо", "все молчат" и т.п.)?
Назовите прозвище героя пьесы, повторившего судьбу безымянного персонажа истории о праведной земле.
Часть 2.
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.
В траве, меж диких бальзаминов,
Ромашек и лесных купав,
Лежим мы, руки запрокинув
И к небу головы задрав.
 
Трава на просеке сосновой
Непроходима и густа.
Мы переглянемся и снова
Меняем позы и места.
 
И вот, бессмертные на время,
Мы к лику сосен причтены
И от болезней, эпидемий
И смерти освобождены.
 
С намеренным однообразьем,
Как мазь, густая синева
Ложится зайчиками наземь
И пачкает нам рукава.
 
Мы делим отдых краснолесья,
Под копошенье мураша
Сосновою снотворной смесью
Лимона с ладаном дыша.
 
И так неистовы на синем
Разбеги огненных стволов,
И мы так долго рук не вынем
Из-под заломленных голов,
 
И столько широты во взоре,
И так покорны все извне,
Что где-то за стволами море
Мерещится всё время мне.
 
Там волны выше этих веток
И, сваливаясь с валуна,
Обрушивают град креветок
Со взбаламученного дна.
 
А вечерами за буксиром
На пробках тянется заря
И отливает рыбьим жиром
И мглистой дымкой янтаря.
 
Смеркается, и постепенно
Луна хоронит все следы
Под белой магиею пены
И чёрной магией воды.
 
А волны всё шумней и выше,
И публика на поплавке
Толпится у столба с афишей,
Неразличимой вдалеке.
Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В стихотворении чётко обозначены две структурные части: наяву – сосны, в воображении – море. Как называется взаимосвязь и взаиморасположение частей произведения, его образов?
«Град креветок», «белая магия пены» и т. п. Какое средство художественной выразительности, основанное на переносном значении слов, использовано поэтом при создании образов?
Какой вид звукописи, основанный на повторении согласных звуков, использован в следующих строках: «Там волны выше этих веток // И, сваливаясь с валуна…»?
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в девятой строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
1) Анафора
2) Ирония
3) Инверсия
4) Эпитет
5) Гипербола
Назовите изобразительно-выразительное средство, основанное на сопоставлении предметов и явлений: «Как мазь, густая синева // Ложится зайчиками наземь…»
№ | Ваш ответ | Ответ и решение | Первичный балл |
---|---|---|---|
Здесь появится результат первой части. Нажмите на кнопку «Завершить работу», чтобы увидеть правильные ответы и посмотреть решения. |