Вариант 15
Повышенный уровень сложности
Часть 1.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.
Я,
златоустейший, чьё каждое слово душу новородит, именинит тело, говорю вам:
мельчайшая пылинка живого ценнее того, что я сделаю и сделал!
Слушайте!
Проповедует Мечась и стеня,
сегодняшнего дня крикогубый Заратустра!
Мы
с лицом, как заспанная простыня, с губами, обвисшими, как люстра, мы,
каторжане города-лепрозория, где золото и грязь изъязвили проказу, — мы чище венецианского лазорья, морями и солнцами омытого сразу!
Плевать, что нет у Гомеров и Овидиев людей, как мы, от копоти в оспе.
Я знаю —
солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи!
Жилы и мускулы — молитв верней.
Нам ли вымаливать милостей у времени!
Мы- каждый —
держим в своей пятерне миров приводные ремни!
При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
С каким течением русского авангарда начала XX века связано раннее творчество В. В. Маяковского?
Каково авторское определение жанра поэмы «Облако в штанах»?
Поэт бросает резкий вызов публике, задавая всему произведению обличительно-публицистический настрой. Каким термином обозначается такая идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения?
Установите соответствие между частями произведения В. В. Маяковского и ипостасями его лирического героя: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЧАСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ | ИПОСТАСИ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ |
А) I часть | 1) «жилистая громадина» |
Б) II часть | 2) «тоже ангел» |
В) III часть | 3) «площадной сутенёр и карточный шулер» |
Г) IV часть | 4) «голгофник оплёванный» |
5) «кригогубый Заратустра» |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
К творчеству какого автора восходит образ «крикогубого Заратустры»?
Дайте определение восклицаний, которые используются поэтом для активизации читательского восприятия («Нам ли вымаливать милостей у времени!»).
Укажите тип рифмы: времени — ремни.
Повышенный уровень сложности
Часть 2.
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.
Как ныне сбирается вещий Олег
Щита прибивать на ворота,
Как вдруг подбегает к нему человек —
И ну шепелявить чего-то.
«Эх, князь, — говорит ни с того ни с сего, Ведь примешь ты смерть от коня своего!»
Но только собрался идти он «на вы» — Отмщать неразумным хазарам,
Как вдруг прибежали седые волхвы,
К тому же разя перегаром, —
И говорят ни с того ни с сего,
Что примет он смерть от коня своего.
«Да кто вы такие, откуда взялись?! —
Дружина взялась за нагайки. —
Напился, старик, — так пойди похмелись,
И неча рассказывать байки,
И говорить ни с того ни с сего,
Что примет он смерть от коня своего!»
Ну, в общем, они не сносили голов, —
Шутить не могите с князьями! —
И долго дружина топтала волхвов Своими гнедыми конями:
Ишь, говорят ни с того ни с сего,
Что примет он смерть от коня своего!
А вещий Олег свою линию гнул,
Да так, что никто и не пикнул, —
Он только однажды волхвов вспомянул,
И то — саркастически хмыкнул:
Ну надо ж болтать ни с того ни с сего,
Что примет он смерть от коня своего!
«А вот он, мой конь — на века опочил, —
Один только череп остался!..» —
Олег преспокойно стопу возложил —
И тут же на месте скончался:
Злая гадюка кусила его—
И принял он смерть от коня своего.
...Каждый волхвов покарать норовит,—
А нет бы — послушаться, правда?
Олег бы послушал — ещё один щит Прибил бы к вратам Цареграда.
Волхвы-то сказали с того и с сего,
Что примет он смерть от коня своего!
Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
К какой ветви русской поэзии второй половины XX века относится творчество В. С. Высоцкого?
Каким термином обозначается в литературоведении пародийное переложение известного стихотворения?
Поэт часто использует художественный приём, заключающийся в скрытой насмешке над героями. Укажите его название.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) разрушение фразеологизма
2) разговорная лексика
3) гипербола
4) анафора
5) риторическое восклицание
Укажите тип рифмовки в приведённом стихотворении.