Вариант 11
Повышенный уровень сложности
Часть 1.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.
Наполеон чуть поворотил голову назад и отвёл назад свою маленькую пухлую ручку, как будто желая взять что-то. Лица его свиты, догадавшись в ту же секунду, в чём дело, засуетились, зашептались, передавая что-то один другому, и паж, тот самый, которого вчера видел Ростов у Бориса, выбежал вперёд и, почтительно наклонившись над протянутой рукой и не заставив её дожидаться ни одной секунды, вложил в неё орден на красной ленте. Наполеон, не глядя, сжал два пальца. Орден очутился между ними. Наполеон подошёл к Лазареву, который, выкатывая глаза, упорно продолжал смотреть только на своего государя, и оглянулся на императора Александра, показывая этим, что то, что он делал теперь, он делал для своего союзника. Маленькая белая рука с орденом дотронулась до пуговицы солдата Лазарева. Как будто Наполеон знал, что для того, чтобы навсегда этот солдат был счастлив, награждён и отличён от всех в мире, нужно было только, чтоб его, Наполеонова, рука удостоила дотронуться до груди солдата. Наполеон только приложил крест к груди Лазарева и, пустив руку, обратился к Александру, как будто он знал, что крест должен прилипнуть к груди Лазарева. Крест действительно прилип, потому и русские и французские услужливые руки, мгновенно подхватив крест, прицепили его к мундиру. Лазарев мрачно взглянул на маленького человека с белыми руками, который что-то сделал над ним, и, продолжая неподвижно держать на караул, опять прямо стал глядеть в глаза Александру, как будто спрашивал Александра: всё ли ещё стоять ему, или не прикажут ли ему пройтись теперь, или, может быть, ещё что-нибудь сделать? Но ему ничего не приказывали, и он довольно долго оставался в этом неподвижном состоянии.
Государи сели верхами и уехали. Преображенцы, расстроивая ряды, перемешались с французскими гвардейцами и сели за столы, приготовленные для них.
Ростов долго стоял у угла, издалека глядя на пирующих. В его уме происходила мучительная работа, которую он никак не мог довести до конца. В душе поднимались страшные сомненья. То ему вспоминался Денисов с своим изменившимся выражением, с своею покорностью и весь госпиталь с этими оторванными руками и ногами, с этой грязью и болезнями. Ему так живо казалось, что он теперь чувствует этот больничный запах мёртвого тела, что он оглядывался, чтобы понять, откуда мог происходить этот запах. То ему вспоминался этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой, который был теперь император, которого любит и уважает император Александр. Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди? То вспоминался ему награждённый Лазарев и Денисов, наказанный и непрощённый. Он заставал себя на таких странных мыслях, что пугался их.
При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
Укажите род литературы, к которому относится роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир».
Автор противопоставляет французского императора Александру I и русскому солдату Лазареву. Назовите приём, который стал ведущим в сюжетно-композиционной организации «Войны и мира».
В приведённом фрагменте Л. Н. Толстой передаёт мысли и чувства своего героя по поводу увиденного в Тильзите, не выделяя чужое слово синтаксически и объединяя речь Ростова с авторской. Каким термином обозначается такой способ передачи чужой речи в тексте художественного произведения?
Установите соответствие между персонажами «Войны и мира» и их наградами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | НАГРАДЫ |
А) Наполеон | 1) орден Почётного легиона |
Б) Александр I | 2) солдатский Георгиевский крест |
В) Ростов | 3) орден Святого Александра Невского |
4) орден Андрея Первозванного I степени |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
В описании Наполеона Л. Н. Толстой использует вид тропа, основанного на переносе наименования по смежности («Маленькая белая рука с орденом дотронулась до пуговицы солдата Лазарева»). Укажите название этого тропа.
Каким термином в литературоведении обозначается выразительная подробность внешности героя, являющаяся одним из средств его характеристики?
Как называется одинаковое построение нескольких предложений, используемое в синтаксисе как изобразительно-выразительное средство? («То ему вспоминался Денисов с своим изменившимся выражением, с своею покорностью и весь госпиталь с этими оторванными руками и ногами, с этой грязью и болезнями. То ему вспоминался этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой, который был теперь император, которого любит и уважает император Александр. То вспоминался ему награждённый Лазарев и Денисов, наказанный и непрощённый».)
Повышенный уровень сложности
Часть 2.
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.
...Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провёл
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор ещё бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжёлых,
Ни кропотливого её дозора.
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны...
Меж нив златых и пажитей зелёных
Оно, синея, стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывёт рыбак и тянет за собою
Убогий невод.
По брегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре...
На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал.
По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять.
Они всё те же,
Всё тот же их знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда всё было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зелёная семья, кусты теснятся
Под сенью их как дети.
А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему всё пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! Не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастёшь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего.
Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Весёлых и приятных мыслей полон,
Пройдёт он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Укажите разновидность лирики, к которой относится пушкинское произведение.
В стихотворении «Вновь я посетил...» значительную роль играет эстетическая категория, являющаяся, наряду со временем, одной из основных характеристик художественного бытия лирического героя. Каким термином обозначается такая категория?
В пушкинской элегии утверждается общий закон природного и человеческого бытия — вечное обновление и торжество жизни. Как называется главная мысль произведения, являющаяся философским и социальным обобщением и представляющая отношение к предмету изображения?
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в последней строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Риторическое обращение
2) литота
3) сарказм
4) эпитет
5) инверсия
Укажите стихотворный размер, которым написано произведение «Вновь я посетил...»