Вариант 6
Повышенный уровень сложности
Часть 1.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.
Г а е в (негромко, как бы декламируя). О природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная, ты, которую мы называем матерью, сочетаешь в себе бытие и смерть, ты живишь и разрушаешь...
В а р я (умоляюще). Дядечка!
А н я. Дядя, ты опять!
Т р о ф и м о в. Вы лучше жѐлтого в середину дуплетом.
Г а е в. Я молчу, молчу.
Все сидят, задумались. Тишина. Слышно только, как тихо бормочет Фирс. Вдруг раздаѐтся отдалѐнный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный.
Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Это что?
Л о п а х и н. Не знаю. Где-нибудь далеко в шахтах сорвалась бадья. Но где-нибудь очень далеко.
Г а е в. А может быть, птица какая-нибудь... вроде цапли.
Т р о ф и м о в. Или филин...
Л ю б о в ь А н д р е е в н а (вздрагивает). Неприятно почему-то.
Пауза.
Ф и р с. Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь.
Г а е в. Перед каким несчастьем?
Ф и р с. Перед волей.
Пауза.
Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Знаете, друзья, пойдѐмте, уже вечереет. (Ане.) У тебя на глазах слѐзы... Что ты, девочка? (Обнимает еѐ.)
А н я. Это так, мама. Ничего.
Т р о ф и м о в. Кто-то идѐт.
Показывается прохожий в белой потасканной фуражке, в пальто; он слегка пьян.
П р о х о ж и й. Позвольте вас спросить, могу ли я пройти здесь прямо на станцию?
Г а е в. Можете. Идите по этой дороге.
П р о х о ж и й. Чувствительно вам благодарен. (Кашлянув.) Погода превосходная... (Декламирует.) Брат мой, страдающий брат... выдь на Волгу, чей стон... (Варе.) Мадемуазель, позвольте голодному россиянину копеек тридцать...
Варя испугалась, вскрикивает.
Л о п а х и н (сердито). Всякому безобразию есть своѐ приличие!
Л ю б о в ь А н д р е е в н а (оторопев). Возьмите... вот вам... (Ищет в портмоне.) Серебра нет... Всѐ равно, вот вам золотой...
П р о х о ж и й. Чувствительно вам благодарен! (Уходит.)
При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
Дайте авторское определение жанра произведения.
В тексте пьесы, в скобках, А. П. Чехов дает краткие указания для режиссѐра и актѐров: «В глубине сцены проходит Епиходов и играет на гитаре», «Пауза», «умоляюще». Каким термином принято обозначать указания на жесты, мимику, темп речи, паузы, обстановку действия?
Кто является автором известного стихотворения, фрагмент которого цитирует прохожий («выдь на Волгу, чей стон...»)?
Что собираются делать персонажи пьесы после продажи имения? Установите соответствие между персонажами и их намерениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | НАМЕРЕНИЯ |
А) Раневская | 1) поехать в Москву |
Б) Гаев | 2) поехать в Париж |
В) Лопахин | 3) поехать в Харьков |
Г) Трофимов | 4) поехать в Петербург |
Д) Варя | 5) собирается служить в банке |
Е) Аня | 6) собирается в экономки к Рагулиным |
7) собирается перейти от Гаева на другое «место» | |
8) собирается выдержать экзамен в гимназии, а потом работать | |
9) собирается выйти замуж за Лопахина |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Как называется в драматическом произведении текст речи действующего лица?
Каким термином принято обозначать предметный или словесный знак, условно выражающий сущность какого-либо явления («Вдруг раздается отдалѐнный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный»)?
Какое художественное средство позволяет персонажу А. П. Чехова выделить наиболее существенные признаки явления и дать ему образное определение: «О природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная...»?
Повышенный уровень сложности
Часть 2.
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.
В коридоре больничном поставили елку. Она
и сама смущена, что попала в обитель страданий.
В край окна моего ленинградская входит луна
и недолго стоит: много окон и много стояний.
К той старухе, что бойко бедует на свете одна,
переходит луна, и доносится шорох стараний
утаить от соседок, от злого непрочного сна
нарушенье порядка, оплошность запретных рыданий.
Всем больным стало хуже. Но все же – канун Рождества.
Завтра кто-то дождется известий, гостинцев, свиданий.
Жизнь со смертью – в соседях. Каталка всегда не пуста –
лифт в ночи отскрипит равномерность ее упаданий.
Вечно радуйся, Дево! Младенца ты в ночь принесла.
Оснований других не оставлено для упований,
но они так важны, так огромны, так несть им числа,
что прощен и утешен безвестный затворник подвальный.
Даже здесь, в коридоре, где елка – причина для слез
(не хотели ее, да сестра заносить повелела),
сердце бьется и слушает, и – раздалось, донеслось:
– Эй, очнитесь! Взгляните – восходит Звезда Вифлеема.
Достоверно одно: воздыханье коровы в хлеву,
поспешанье волхвов и неопытной матери локоть,
упасавший младенца с отметиной чудной во лбу.
Остальное – лишь вздор, затянувшейся лжи мимолетность.
Этой плоти больной, изврежденной трудом и войной,
что нужней и отрадней столь просто описанной сцены?
Но корят – то вином, то другою какою виной
и питают умы рыбьей костью обглоданной схемы.
Я смотрела, как день занимался в десятом часу:
каплей был и блестел, как бессмысленный черный фонарик, –
там, в окне и вовне. Но прислышалось общему сну:
в колокольчик на елке названивал крошка-звонарик.
Занимавшийся день был так слаб, неумел, неказист.
Цвет – был меньше, чем розовый: родом из робких, не резких.
Так на девичьей шее умеет мерцать аметист.
Все потупились, глянув на кроткий и жалобный крестик.
А как стали вставать, с неохотой глаза открывать,
вдоль метели пронесся трамвай, изнутри золотистый.
Все столпились у окон, как дети: – Вот это трамвай!
Словно окунь, ушедший с крючка: весь пятнистый, огнистый.
Сели завтракать, спорили, вскоре устали, легли.
Из окна вид таков, что невидимости Ленинграда
или невидали мне достанет для слез и любви.
– Вам не надо чего-нибудь? – Нет, ничего нам не надо.
Мне пеняли давно, что мои сочиненья пусты.
Сочинитель пустот, в коридоре смотрю на сограждан.
Матерь Божия! Смилуйся! Сына о том же проси.
В День Рожденья Его дай молиться и плакать о каждом!
Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Как называется изобразительный приѐм, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим («Словно окунь, ушедший с крючка...»)?
Укажите номер строки, в которой используется диалогическая реплика.
Какую стилистическую фигуру, предназначенную не столько для обозначения адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чѐм говорится в тексте, выражения оттенков настроения и эмоционального состояния, использует автор?
Матерь Божия! Смилуйся! Сына о том же проси.
В День Рожденья Его дай молиться и плакать о каждом!
Из приведѐнного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приѐмов, использованных поэтом в первых четырѐх строках данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) перифраз
2) олицетворение
3) инверсия
4) градация
5) оксюморон
Для создания большей образности, наглядности изображения и передачи эмоционально-оценочного отношения создатель теста использует слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие различные значения. Как называются такие слова?
Из окна вид таков, что невидимости Ленинграда или невидали мне достанет для слѐз и любви.