Вариант 32
Часть 1.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-3; 4, 5.
Шла весна. Сильнее пригревало солнце. На южных склонах бугров потаял снег, и рыжая от прошлогодней травы земля в полдень уже покрывалась прозрачной сиреневой дымкой испарений. На сугревах, на курганах, из-под вросших в суглинок самородных камней показались первые, ярко-зеленые острые ростки травы медвянки. Обнажилась зябь. С брошенных зимних дорог грачи перекочевали на гумна, на затопленную талой водой озимь. В логах и балках снег лежал синий, доверху напитанный влагой; оттуда все еще сурово веяло холодом, но уже тонко и певуче звенели в ярах под снегом невидимые глазу вешние ручейки, и совсем по-весеннему, чуть приметно и нежно зазеленели в перелесках стволы тополей.
Подходила рабочая пора, и с каждым днем таяла фоминская банда. После ночевки наутро недосчитывались одного-двух человек, а однажды сразу скрылось чуть ли не полвзвода; восемь человек с лошадьми и вооружением отправились в Вешенскую сдаваться. Надо было пахать и сеять. Земля звала, тянула к работе, и многие фоминцы, убедившись в бесполезности борьбы, тайком покидали банду, разъезжаясь по домам. Оставался лихой народ, кому нельзя было возвращаться, чья вина перед Советской властью была слишком велика, чтобы можно было рассчитывать на прощение.
К первым числам апреля у Фомина было уже не больше восьмидесяти шести сабель. Григорий тоже остался в банде. У него не хватало мужества явиться домой. Он был твердо убежден в том, что дело Фомина проиграно и что рано или поздно банду разобьют. Он знал, что при первом же серьезном столкновении с какой-либо регулярной кавалерийской частью Красной Армии они будут разгромлены наголову. И все же остался подручным у Фомина, втайне надеясь дотянуть как-нибудь до лета, а тогда захватить пару лучших в банде лошадей, махнуть ночью в Татарский и оттуда вместе с Аксиньей - на юг. Степь донская - широкая, простору и неезженых дорог в ней много; летом все пути открыты, и всюду можно найти приют... Думал он, бросив где-нибудь лошадей, пешком с Аксиньей пробраться на Кубань, в предгорья, подальше от родных мест, и там пережить смутное время. Иного выхода, казалось ему, не было.
При выполнении заданий 1-3 ответ необходимо дать в виде слова, сочетания слов или последовательности цифр. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
События, описанные во фрагменте, оттеняются картиной весенней природы. Как называется описание природы, включённое в текст художественного произведения?
Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в романе, и фактами их дальнейшей судьбы.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | ФАКТЫ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЫ |
А) Михаил Кошевой | 1) становится председателем хуторского ревкома |
Б) Аксинья Астахова | 2) уезжает в эмиграцию |
В) Григорий Мелехов | 3) возвращается в родной хутор |
4) трагически погибает, спасаясь от погони |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
________ - название литературного направления, в русле которого развивалось творчество М.А. Шолохова; ход и последовательность событий в произведении обозначается термином ________.
Выберите ОДНО из заданий. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
4.1. Как можно охарактеризовать Григория по приведенному фрагменту?
4.2. Какую роль в приведённом фрагменте играет мотив весеннего обновления жизни?
В каком произведении отечественной литературы изображены трагические события революции и Гражданской войны и в чём это произведение можно сопоставить с шолоховским «Тихим Доном»?
Часть 2.
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 6–8; 9, 10.
О письма женщины, нам милой!
От вас восторгам нет числа,
Но в будущем душе унылой
Готовите вы больше зла.
Когда погаснет пламя страсти
Или послушаетесь вы
Благоразумья строгой власти
И чувству скажете: увы!
Отдайте ей её посланья
Иль не читайте их потом,
А то нет хуже наказанья,
Чем задним горевать числом.
Начнёшь с усмешкою ленивой,
Как бред невинный и пустой,
А кончишь злобою ревнивой
Или мучительной тоской...
О ты, чьих писем много, много
В моём портфеле берегу!
Подчас на них гляжу я строго,
Но бросить в печку не могу.
Пускай мне время доказало,
Что правды в них и проку мало,
Как в праздном лепете детей.
Но и теперь они мне милы –
Поблёкшие цветы с могилы
Погибшей юности моей!
(Н.А. Некрасов, 1852)
Ответом к заданиям 7–9 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Классический лирический жанр (грустное размышление о несовершенстве бытия), к которому относится данное стихотворение Н.А. Некрасова, - ________, а тематический вид лирики, к которому относят произведение, - ________ (прилагательное в именительном падеже).
Определите размер, которым написано стихотворение Н.А. Некрасова (без указания количества стоп).
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Повтор
2. Сравнение
3. Гипербола
4. Риторическое восклицание
5. Неологизм
Выберите ОДНО из заданий. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
9.1. В чём состоит противоречивость чувств, которые испытывает лирический герой Н.А. Некрасова?
9.2. Какие средства художественной выразительности помогают понять внутренний мир лирического героя стихотворения?
В каком произведении русского поэта первой половины XIX века звучит мотив ушедшей любви и в чём сходство и различие этого произведения со стихотворением Н.А. Некрасова?
Часть 3.
Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (11.1, 11.2, 11.3, 11.4).
Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности. Рекомендуемый объём сочинения 250–350 слов, минимально необходимый объём – 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).
11.1 Кто из персонажей сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина Вам более всех запомнился и почему? (С опорой на анализ произведения)
11.2 Какова роль деталей в создании образа Обломова? (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)
11.3. Какие представления о мире и человеке отражены в поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах»?
11.4. Серебряный век русской поэзии. (На примере трех стихотворений одного из авторов: А.А.Блок, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам)
11.5. Какие эпизоды поэмы А.А. Блока «Двенадцать», на Ваш взгляд, представляют интерес для художника-иллюстратора? (С опорой на текст произведения.)
№ | Ваш ответ | Ответ и решение | Первичный балл |
---|---|---|---|
Здесь появится результат первой части. Нажмите на кнопку «Завершить работу», чтобы увидеть правильные ответы и посмотреть решения. |