Вариант 26
Часть 1.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-3; 4, 5.
В нижнем этаже в трактире Егорова в Охотном ряду было полно лохматыми, толсто одетыми извозчиками, резавшими стопки блинов, залитых сверх меры маслом и сметаной, было парно, как в бане. В верхних комнатах, тоже очень теплых, с низкими потолками, старозаветные купцы запивали огненные блины с зернистой икрой замороженным шампанским. Мы прошли во вторую комнату, где в углу, перед черной доской иконы Богородицы троеручицы, горела лампадка, сели за длинный стол на черный кожаный диван... Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком, – я не мог отвести восторженных глаз от ее лица. А она говорила, вынимая платочек из душистой муфты:
– Хорошо! Внизу дикие мужики, а тут блины с шампанским и богородица троеручица. Три руки! Ведь это Индия! Вы – барин, вы не можете понимать так, как я, всю эту Москву.
– Могу, могу! – отвечал я. – И давайте закажем обед силен!
– Как это "силен"?
– Это значит – сильный. Как же вы не знаете? "Рече Гюрги..."
– Как хорошо! Гюрги!
– Да, князь Юрий Долгорукий. "Рече Гюрги ко Святославу, князю Северскому: "Приди ко мне, брате, в Москову" и повеле устроить обед силен".
– Как хорошо. И вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь. Да еще в церковных песнопениях. Недавно я ходила в Зачатьевский монастырь – вы представить себе не можете, до чего дивно поют там стихиры! А в Чудовом еще лучше. Я прошлый год все ходила туда на Страстной. Ах, как было хорошо! Везде лужи, воздух уж мягкий, на душе как-то нежно, грустно и все время это чувство родины, ее старины... Все двери в соборе открыты, весь день входит и выходит простой народ, весь день службы... Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский!
И я уже рассеянно слушал, что она говорила дальше. А она говорила с тихим светом в глазах:
– Я русское летописное, русские сказания так люблю, что до тех пор перечитываю то, что особенно нравится, пока наизусть не заучу. "Был в русской земле город, названием Муром, в нем же самодержствовал благоверный князь, именем Павел. И вселил к жене его диавол летучего змея на блуд. И сей змей являлся ей в естестве человеческом, зело прекрасном..."
Я шутя сделал страшные глаза:
– Ой, какой ужас!
Она, не слушая, продолжала:
– Так испытывал ее Бог. "Когда же пришло время ее благостной кончины, умолили Бога сей князь и княгиня преставиться им в един день. И сговорились быть погребенными в едином гробу. И велели вытесать в едином камне два гробных ложа. И облеклись, такожде единовременно, в монашеское одеяние..."
И опять моя рассеянность сменилась удивлением и даже тревогой: что это с ней нынче?
При выполнении заданий 1-3 ответ необходимо дать в виде слова, сочетания слов или последовательности цифр. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
К какому жанру принадлежит «Чистый понедельник» И.А. Бунина?
Установите соответствие между произведениями И.А. Бунина и цитатами из них.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ | ЦИТАТЫ |
А) «Господин из Сан-Франциско» | 1) «имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил» |
Б) «Чистый понедельник» | 2) «каждый вечер мчал меня... мой кучер - от Красных ворот» |
В) «Темные аллеи» | 3) «Мне господа вскоре после вас вольную дали» |
4) «Детская душа моя начинает привыкать к своей новой обители» |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
________ конфликт, связанный с отношениями между героем и героиней, определяет сюжетное действие «Чистого понедельника» И.А. Бунина; ________ - художественное средство, основанное на изображении внешности человека, его лица, одежды и т.д. («Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком…»).
Выберите ОДНО из заданий. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
4.1. В чем заключается разность духовного мира героя и героини и как она определила их дальнейшую судьбу?
4.2. Как в произведении И.А. Бунина прослеживается тема одиночества в обществе?
Какое произведение русского или зарубежного классика схоже с «Чистым понедельником» И.А. Бунина и почему?
Часть 2.
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 6–8; 9, 10.
Ответом к заданиям 7–9 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Произведение «Гамлет» Б.Л. Пастернак «приписал» герою своего известного романа «________». Стихотворение завершается строкой, являющейся афористичным народным изречением, такое изречение в литературе обозначается термином ________.
Каким размером написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Гамлет»? (Ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп).
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных в стихотворении Б.Л. Пастернака «Гамлет». Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Ассонанс
2. Гипербола
3. Литота
4. Инверсия
5. Эпифора
Выберите ОДНО из заданий. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
4.1. Почему размышления Б.Л. Пастернака о личности и судьбе сопровождают многочисленные образы и детали, связанные с миром театра?
4.2. Какая проблематика сокрыта в последней строфе стихотворения?
Кто из русских поэтов начала XIX века близок Б.Л. Пастернаку в изображении драмы героя-одиночки? (Дайте ответ с указанием произведения и обоснованием сопоставления.)
Часть 3.
Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (11.1, 11.2, 11.3, 11.4).
Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности. Рекомендуемый объём сочинения 250–350 слов, минимально необходимый объём – 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).
11.1 Как лирика А.А. Фета подтверждает мысль о том, что цель поэзии – в «уловлении неуловимого» (А.В. Дружинин)?
11.2. Почему Лужин наиболее антипатичен Раскольникову? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)
11.3. Чем можно объяснить отсутствие в системе персонажей пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад» «идеального» героя?
11.4. Тема «маленького человека» в русской литературе. (На примере произведения одного из авторов: Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов)
11.5. Какие произведения зарубежных классиков представляют интерес для художника-иллюстратора? Обоснуйте свой выбор. (По одному-двум произведениям.)
№ | Ваш ответ | Ответ и решение | Первичный балл |
---|---|---|---|
Здесь появится результат первой части. Нажмите на кнопку «Завершить работу», чтобы увидеть правильные ответы и посмотреть решения. |