Вариант 13
Часть 1.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-3; 4, 5.
Соня развернула книгу и отыскала место. Руки ее дрожали, голосу не хватало. Два раза начинала она, и все не выговаривалось первого слога.
«Был же болен некто Лазарь, из Вифании…» — произнесла она наконец, с усилием, но вдруг, с третьего слова, голос зазвенел и порвался, как слишком натянутая струна. Дух пересекло, и в груди стеснилось.
Раскольников понимал отчасти, почему Соня не решалась ему читать, и чем более понимал это, тем как бы грубее и раздражительнее настаивал на чтении. Он слишком хорошо понимал, как тяжело было ей теперь выдавать и обличать все свое. Он понял, что чувства эти действительно как бы составляли настоящую и уже давнишнюю, может быть, тайну ее, может быть еще с самого отрочества, еще в семье, подле несчастного отца и сумасшедшей от горя мачехи, среди голодных детей, безобразных криков и попреков. Но в то же время он узнал теперь, и узнал наверно, что хоть и тосковала она и боялась чего-то ужасно, принимаясь теперь читать, но что вместе с тем ей мучительно самой хотелось прочесть, несмотря на всю тоску и на все опасения, и именно ему, чтоб он слышал, и непременно теперь — «что бы там ни вышло потом!»… Он прочел это в ее глазах, понял из ее восторженного волнения… Она пересилила себя, подавила горловую спазму, пресекшую в начале стиха ее голос, и продолжала чтение одиннадцатой главы Евангелия Иоаннова. Так дочла она до 19-го стиха:
«И многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услыша, что идет Иисус, пошла навстречу ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: господи! если бы ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего ты попросишь у бога, даст тебе бог».
Тут она остановилась опять, стыдливо предчувствуя, что дрогнет и порвется опять ее голос…
«Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий верующий в меня не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит ему: (и как бы с болью переводя дух, Соня раздельно и с силою прочла, точно сама во всеуслышание исповедовала:) Так, господи! Я верую, что ты Христос, сын божий, грядущий в мир».
Она было остановилась, быстро подняла было на него глаза, но поскорей пересилила себя и стала читать далее. Раскольников сидел и слушал неподвижно, не оборачиваясь, облокотясь на стол и смотря в сторону. Дочли до 32-го стиха.
«Мария же, пришедши туда, где был Иисус, и увидев его, пала к ногам его; и сказала ему: господи! если бы ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею иудеев плачущих, сам восскорбел духом и возмутился. И сказал: где вы положили его? Говорят ему: господи! поди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда иудеи говорили: смотри, как он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли сей, отверзший очи слепому, сделать, чтоб и этот не умер?»
Раскольников обернулся к ней и с волнением смотрел на нее: да, так и есть! Она уже вся дрожала в действительной, настоящей лихорадке. Он ожидал этого. Она приближалась к слову о величайшем и неслыханном чуде, и чувство великого торжества охватило ее. Голос ее стал звонок, как металл; торжество и радость звучали в нем и крепили его. Строчки мешались перед ней, потому что в глазах темнело, но она знала наизусть, что читала. При последнем стихе: «не мог ли сей, отверзший очи слепому…» — она, понизив голос, горячо и страстно передала сомнение, укор и хулу неверующих, слепых иудеев, которые сейчас, через минуту, как громом пораженные, падут, зарыдают и уверуют… «И он, он — тоже ослепленный и неверующий, — он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! сейчас же, теперь же», — мечталось ей, и она дрожала от радостного ожидания.
«Иисус же, опять скорбя внутренно, проходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего Марфа говорит ему: господи! уже смердит; ибо четыре дни, как он во гробе».
Она энергично ударила на слово: четыре.
«Иисус говорит ей: не сказал ли я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: отче, благодарю тебя, что ты услышал меня. Я и знал, что ты всегда услышишь меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что ты послал меня. Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, (громко и восторженно прочла она, дрожа и холодея, как бы в очию сама видела:) обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами; и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его; пусть идет. Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в него».
Далее она не читала и не могла читать, закрыла книжку и быстро встала со стула.
— Все об воскресении Лазаря, — отрывисто и сурово прошептала она и стала неподвижно, отвернувшись в сторону, не смея и как бы стыдясь поднять на него глаза.
(Ф.М.Достоевский, «Преступление и наказание»)
При выполнении заданий 1-3 ответ необходимо дать в виде слова, сочетания слов или последовательности цифр. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
К какому литературному роду относится роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
Установите соответствие между тремя персонажами «Шинели» и относящимися к ним цитатами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
А) Раскольников | 1) избалованный жизнью барин, авантюрист, любитель женщин, развратник и шантажист |
Б) Свидригайлов | 2) надворный советник, тщеславный, расчетливый и подлый человек |
В) Лужин | 3) мещанин, бывший студент, надменный, гордый, самолюбивый человек |
4) чиновник в министерстве, льстец, мерзавец, подлец |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Данный эпизод во многом построен по законам ____, несмотря на то, что произведение эпическое. Достоевский вставляет некое подобие ____, авторских замечаний, разыгрывая перед читателем настоящую трагедию.
Выберите ОДНО из заданий. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
4.1. Почему Соня читает Раскольникову именно притчу о воскресении Лазаря в приведенном фрагменте из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
4.2. С помощью каких средств выразительности автору удается передать внутреннее состояние героини?
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором автор обращается к библейскому тексту. В чем схожи (или чем различаются) подобные мотивы в этом произведении и в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского?
Часть 2.
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 6–8; 9, 10.
«Я пришел к тебе с приветом» А.А. Фет
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришёл я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.
Ответом к заданиям 7–9 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
________ - род литературы, к которому относится произведение "Я пришел к тебе с приветом" А. А. Фета, а название созвучия концов стихотворных строк, играющего важную роль в организации стиха (страстью — счастью; снова — готова и т.п.), - ________.
Каким размером написано стихотворение А. А. Фета?
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных в стихотворении А. А. Фета "Я пришел к тебе с приветом". Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Анафора
2. Олицетворение
3. Аллитерация
4. Ирония
5. Эпифора
Выберите ОДНО из заданий. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
9.1. К какой тематической разновидности лирики можно отнести приведённое стихотворение А. А. Фета и почему?
9.2. Какую роль в стихотворении А. А. Фета играет звукопись?
Кто из русских поэтов начала XIX века обращался в своей лирике к сходным мотивам и в чём его произведение созвучно стихотворению А. А. Фета?
Часть 3.
Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (11.1, 11.2, 11.3, 11.4).
Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности. Рекомендуемый объём сочинения 250–350 слов, минимально необходимый объём – 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).
11.1 В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
11.2. В чём состоит своеобразие стихотворений Ф. И. Тютчева, посвященных теме природы?
11.3. Почему А. П. Чехов назвал обывательщину «страшным злом» (по одному-двум рассказам писателя)?
11.4. Трагические страницы русской истории в русской литературе (На примере произведения одного из авторов: А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, М.А.Шолохова).
11.5. Какие эпизоды драмы М. Горького «На дне», с Вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора? (С опорой на текст произведения.)
№ | Ваш ответ | Ответ и решение | Первичный балл |
---|---|---|---|
Здесь появится результат первой части. Нажмите на кнопку «Завершить работу», чтобы увидеть правильные ответы и посмотреть решения. |