Вариант 1
Часть 1.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-3; 4, 5.
ДЕЙСТВИЕ 1
Явление 5
Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара.
Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.
Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!
Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.
Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.
Кабанов. Я, маменька...
Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?
Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?
Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.
Кабанов (вздыхая, в сторону). Ах ты, господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!
Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошёл разговор, что свекровь заела совсем.
Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?
Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут.
Кабанов. Да отсохни язык.
Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.
Кабанов. В чём же вы, маменька, это видите?
Кабанова. Да во всём, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.
Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!
Катерина. Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу, небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
Варвара (про себя). Нашла место наставления читать.
Катерина. Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего я из себя не доказываю.
Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.
(А.Н. Островский, «Гроза».)
При выполнении заданий 1-3 ответ необходимо дать в виде слова, сочетания слов или последовательности цифр. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
Какое прозвище дали обитатели Калинова Марфе Игнатьевне Кабановой?
Установите соответствие между персонажами пьесы и их присущими им качествами личности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ |
А) Кабанова | 1) мечтательность |
Б) Катерина | 2) деспотизм |
В) Варвара | 3) трусость |
4) цинизм |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Многие современники А.Н. Островского считали «Грозу» трагедией, а сам автор дал другое жанровое определение - __________. Черты этого жанра присутствуют и в приведенном фрагменте, представляющем собой развернутый__________ Тихона и его матери.
Выберите ОДНО из заданий. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
4.1 Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых?
4.2 Каковы жизненные установки Марфы Кабановой?
Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.
Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором автор прибегает к противопоставлению женских образов. В чем схожи (или чем различаются) такие героини в этом произведении и в «Грозе» Островского?
Часть 2.
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 6–8; 9, 10.
Ответом к заданиям 7–9 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Стихотворение С.А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу …» относится к классическому жанру лирики. Это _______________- грустное философское размышление о смысле бытия. Произведение написано ______________ - двусложным размером с ударными нечётными слогами.
В стихотворении С. А. Есенина осины, заглядевшиеся в «розовую водь», наделены человеческими свойствами. Укажите название этого приёма.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, которые автор использует в четвёртой строфе стихотворения (укажите номера в любой последовательности).
1) эпитет
2) метафора
3) гротеск
4) анафора
5) инверсия
Выберите ОДНО из заданий. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
9.1 Каким предстаёт внутренний мир лирического героя в стихотворении С.А. Есенина?
9.2 Какую роль в стихотворении Сергея Есенина играют обращения?
Назовите произведение отечественной (или зарубежной) поэзии (с указанием автора), которое посвящено теме жизни и смерти. В чём сходно (или различно) звучание темы жизни и смерти в этом произведении и в приведённом стихотворении С.Есенина?
Часть 3.
Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (11.1, 11.2, 11.3, 11.4).
Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности. Рекомендуемый объём сочинения 250–350 слов, минимально необходимый объём – 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).
11.1 Почему братья Кирсановы не принимают нигилистических идей Базарова? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
11.2 Что делает Катерину чужой в калиновском мире? (По драме А.Н. Островского «Гроза»)
11.3 Как раскрывается тема любви к родине в творчестве С. Есенина? (На примере не менее трёх стихотворений автора)
11.4 Тема власти денег в русской литературе. (на примере произведения одного из авторов: Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, М. А. Булгаков)
11.5 Какие рекомендации Вы бы дали исполнителю роли Молчалина при постановке на сцене пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума»? (С опорой на текст произведения)
№ | Ваш ответ | Ответ и решение | Первичный балл |
---|---|---|---|
Здесь появится результат первой части. Нажмите на кнопку «Завершить работу», чтобы увидеть правильные ответы и посмотреть решения. |