Всем движет конфликт. Почему он так важен?
Конфликт в произведении — это топливо. Без конфликта повествовательная нить резко затихает и нам становится неинтересно читать. Но не будем забегать вперед и дадим определение: «Конфликт — столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам» (Титаренко, «Теория в таблицах и схемах»).
Чтобы понять его важность, предлагаю рассмотреть некоторые разновидности:
1. Любовный — не всегда взаимоотношения между мужчиной и женщиной проходят без разногласий, а иногда и вовсе могут вылиться в противостояние целых семей. Так, например, в повести А.С. Пушкина «Дубровский» показан классический любовный конфликт, который является стержнем произведения. Развязка наступила лишь в самом конце.
2. Социально-бытовой или общественный — данный подвид конфликта чаще всего встречается в произведениях, написанных в русле реализма. Примеров множество: «Евгений Онегин», «Шинель», «Гроза» и т.д.
3. Идейный — в основе лежит решение философских проблем: жизнь и смерть, основы бытия, судьбы человека. Наиболее очевидный пример «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
4. Психологический — показано внутреннее противостояние личности. Чаще всего встречается в романтических произведениях. Первым на ум приходит «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, еще «Преступление и наказание» тоже подойдет.
В общем, без конфликта произведение похоже на тягучую субстанцию. Есть известное выражение — друзья познаются в беде, так и герои произведения познаются в конфликте, когда им приходится покинуть привычные границы собственного существования.
Даже в «Обломове» есть конфликт — Илья Ильич конфликтует с собственными привычками, сформировавшимися под влиянием среды, родового имения. С одной стороны, он бы и рад что-то изменить в своей жизни, и даже под влиянием Ольги распорядок дня существенно трансформируется на какое-то время, но с другой — он слишком сильно прикипел к тому образу жизни, поэтому было уже поздно. Хотя в один момент читателю могло показаться, что эта история любви будет развиваться и дальше, но, увы, нет. Гончаров, таким образом, поставил крест на паразитирующих дворянах, он не верил в то, что они могут без конкурентной среды активно созидать и меняться.
Чтобы понять его важность, предлагаю рассмотреть некоторые разновидности:
1. Любовный — не всегда взаимоотношения между мужчиной и женщиной проходят без разногласий, а иногда и вовсе могут вылиться в противостояние целых семей. Так, например, в повести А.С. Пушкина «Дубровский» показан классический любовный конфликт, который является стержнем произведения. Развязка наступила лишь в самом конце.
2. Социально-бытовой или общественный — данный подвид конфликта чаще всего встречается в произведениях, написанных в русле реализма. Примеров множество: «Евгений Онегин», «Шинель», «Гроза» и т.д.
3. Идейный — в основе лежит решение философских проблем: жизнь и смерть, основы бытия, судьбы человека. Наиболее очевидный пример «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
4. Психологический — показано внутреннее противостояние личности. Чаще всего встречается в романтических произведениях. Первым на ум приходит «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, еще «Преступление и наказание» тоже подойдет.
В общем, без конфликта произведение похоже на тягучую субстанцию. Есть известное выражение — друзья познаются в беде, так и герои произведения познаются в конфликте, когда им приходится покинуть привычные границы собственного существования.
Даже в «Обломове» есть конфликт — Илья Ильич конфликтует с собственными привычками, сформировавшимися под влиянием среды, родового имения. С одной стороны, он бы и рад что-то изменить в своей жизни, и даже под влиянием Ольги распорядок дня существенно трансформируется на какое-то время, но с другой — он слишком сильно прикипел к тому образу жизни, поэтому было уже поздно. Хотя в один момент читателю могло показаться, что эта история любви будет развиваться и дальше, но, увы, нет. Гончаров, таким образом, поставил крест на паразитирующих дворянах, он не верил в то, что они могут без конкурентной среды активно созидать и меняться.