Общие методические рекомендации от эксперта ЕГЭ
1. Хорошее знание текстов, детали.
2. Умение вчитываться в вопрос и отвечать конкретно.
3. Умение видеть и вычленять главное, существенное. Сначала писать о главном, потом о деталях.
4. Не сбиваться на пересказ.
5. Четкая формулировка авторской позиции.
6. Когда формулируется точка зрения, то точка зрения, тезисы должны быть подкреплены текстом.
7. Убедительность аргументов, они должны быть продуманы.
8. Нужно уметь обобщать, делать выводы, которые не дублируют те рассуждения, которые были приведены выше.
9. Корректная подборка текстов, главное не констатировать, а показать, как та или иная проблема представлена в других произведениях.
10. Выпускники не могут указать на уникальность автора. В чем уникальность того или иного автора?
11. Неумение «вжиться в эпоху». Анахронизм.
12. Несоответствие цитат выдвинутому тезису.
13. Односторонняя и поверхностная трактовка текста.
14. Неточное использование теоретико-литературного аппарата. Если не знаешь – не используй.
15. Сочинение должно быть цельным, связным. Не нарушать логику.
16. Умение сравнивать. Например, нельзя сравнивать «Войну и мир» и «Недоросль».
17. Неумение верно формулировать проблематику художественного текста. Проблемный вопрос, поставленный автором.
18. Неумение вычленять аксиологическую составляющую текста.
19. «Не подключение» или «переподключение» фактических деталей. То и другое – ошибка.
20. Неумение структурировать текст.
21. Штампированность и клишированность.
22. Ложный пафос.
23. Умение видеть литературный контекст эпохи и фон, на котором произведение создавалось.
24. Умение корректно интерпретировать биографию автора, не делать однолинейных выводов.
25. Знание критической литературы, не только В.Г. Белинского.
26. Умение корректно характеризовать эпоху, не мыслить стереотипно.
27. Необходимо умение «вживаться в текст». Видеть в сюжетных коллизиях и литературных героях общечеловеческое и нравственное начало.
28. Формирование отношения к русской литературе, как к эволюционному процессу, который развивается.
29. Умение вычленять смыслы, которые закодированы автором произведения.
30. Умение анализировать художественный текст в единстве авторского замысла, проблематики, системы образов, изобразительно-выразительных средств.
31. Эмоциональное начало должно быть, но оно не должно быть ведущим в сочинении. Не используйте междометия.
32. Наличие общеучебных умений: анализ, синтез.
33. Умение видеть, как преломляется художественный текст в мировой живописи, музыке и в целом в искусстве.
Частные рекомендации
1. Детальное прочтение текста. Психологи рекомендуют делать перерыв в течение двух дней после вдумчивого прочтения.
2. Читать произведения связанные одной эпохой (не перескакивайте с одного века на другой).
3. Почитать хорошую критическую литературу. Например, это Ю. Лебедев, Ю. Беленький, В. Агеносов.
4. В стихотворениях нужно знать наизусть хотя бы четверостишье.
5. Четко знать год написания произведения и имена героев. Записывать название, героев, год.
6. По каждому произведению выписать перечень вопросов.
7. Обратить внимание на эпиграфы, эпилоги и предисловия.
Автор А.А. Злобин, кандидат филологических наук. Впервые опубликовано на сайте 5литра.ру: http://5litra.ru/recom-ege.html
2. Умение вчитываться в вопрос и отвечать конкретно.
3. Умение видеть и вычленять главное, существенное. Сначала писать о главном, потом о деталях.
4. Не сбиваться на пересказ.
5. Четкая формулировка авторской позиции.
6. Когда формулируется точка зрения, то точка зрения, тезисы должны быть подкреплены текстом.
7. Убедительность аргументов, они должны быть продуманы.
8. Нужно уметь обобщать, делать выводы, которые не дублируют те рассуждения, которые были приведены выше.
9. Корректная подборка текстов, главное не констатировать, а показать, как та или иная проблема представлена в других произведениях.
10. Выпускники не могут указать на уникальность автора. В чем уникальность того или иного автора?
11. Неумение «вжиться в эпоху». Анахронизм.
12. Несоответствие цитат выдвинутому тезису.
13. Односторонняя и поверхностная трактовка текста.
14. Неточное использование теоретико-литературного аппарата. Если не знаешь – не используй.
15. Сочинение должно быть цельным, связным. Не нарушать логику.
16. Умение сравнивать. Например, нельзя сравнивать «Войну и мир» и «Недоросль».
17. Неумение верно формулировать проблематику художественного текста. Проблемный вопрос, поставленный автором.
18. Неумение вычленять аксиологическую составляющую текста.
19. «Не подключение» или «переподключение» фактических деталей. То и другое – ошибка.
20. Неумение структурировать текст.
21. Штампированность и клишированность.
22. Ложный пафос.
23. Умение видеть литературный контекст эпохи и фон, на котором произведение создавалось.
24. Умение корректно интерпретировать биографию автора, не делать однолинейных выводов.
25. Знание критической литературы, не только В.Г. Белинского.
26. Умение корректно характеризовать эпоху, не мыслить стереотипно.
27. Необходимо умение «вживаться в текст». Видеть в сюжетных коллизиях и литературных героях общечеловеческое и нравственное начало.
28. Формирование отношения к русской литературе, как к эволюционному процессу, который развивается.
29. Умение вычленять смыслы, которые закодированы автором произведения.
30. Умение анализировать художественный текст в единстве авторского замысла, проблематики, системы образов, изобразительно-выразительных средств.
31. Эмоциональное начало должно быть, но оно не должно быть ведущим в сочинении. Не используйте междометия.
32. Наличие общеучебных умений: анализ, синтез.
33. Умение видеть, как преломляется художественный текст в мировой живописи, музыке и в целом в искусстве.
Частные рекомендации
1. Детальное прочтение текста. Психологи рекомендуют делать перерыв в течение двух дней после вдумчивого прочтения.
2. Читать произведения связанные одной эпохой (не перескакивайте с одного века на другой).
3. Почитать хорошую критическую литературу. Например, это Ю. Лебедев, Ю. Беленький, В. Агеносов.
4. В стихотворениях нужно знать наизусть хотя бы четверостишье.
5. Четко знать год написания произведения и имена героев. Записывать название, героев, год.
6. По каждому произведению выписать перечень вопросов.
7. Обратить внимание на эпиграфы, эпилоги и предисловия.
Автор А.А. Злобин, кандидат филологических наук. Впервые опубликовано на сайте 5литра.ру: http://5litra.ru/recom-ege.html