Основные литературные критики. И их самые популярные статьи.
Литературной критике в школе уделяют слишком мало внимания, а жаль. Ведь без критики неопытному читателю сложно как можно глубже познать многообразие литературы, воспитать в себе вкус и чувство слова.
Литературные критики — это профессиональные читатели, они активно следят за тем, что появляется на рынке, много общаются с коллегами по цеху, не упускают из вида и то, что происходит за рубежом. Еще важно понимать, что критики — не всегда писатели, но надо признать, что среди классиков встречаются часто.
Для чего они нужны? Всё просто — кто-то же должен помогать читателю находить в груде макулатуры бриллианты?
Также важно отметить, что критика — это не всегда про помощь в поисках, критика в 19 веке — это политический инструмент, трибуна для нестандартных идей. Отечественная литература постоянно подстраивалась под эпоху, под время, ей важно было давать своему читателю нечто ценное. И когда цензура закрывала рты, активно фильтровала всё, что неугодно царю и режиму, приходилось всячески выкручиваться. И на какое-то время в литературных журналах расцвели критические отделы. Авторам было важно не только дать оценку произведениям, они в первую очередь стремились описать важнейшие социальные проблемы времени, и по возможности предложить пути их решения.
Так уж получилось, что в современной школе, статьи критиков — в лучшем случае источник цитат для сочинений, которыми можно красиво разукрасить портянку с текстом. Отсюда родилось множество стереотипов, обедняющих наше восприятие русской классики. Чтобы исправить столь безрадостное положение, необходимо активно углубиться в чтение и поиски своих авторов. А пока вы можете начать хотя бы с этого:
1. В.Г. Белинский «Похождения Чичикова, или мертвые души» (1842)
2. В.Г. Белинский «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835)
3. В.Г. Белинский «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова…» (1840)
4. К.С. Аксаков «Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души». (Брошюра) (1842)
5. И.В. Киреевский «Нечто о характере Пушкина» (1828)
6. А.И. Герцен «Еще раз Базаров» (1869)
7. Д.И. Писарев «Обломов. Роман И. А. Гончарова» (1859)
8. И.А. Гончаров «Мильон терзаний Чацкого»
9. А.А. Григорьев «Стихотворения Н. Некрасова» (1862)
10. Н.Г. Чернышевский «Детство и отрочество. Сочинения графа Л. Н. Толстого. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого» (1856)
11. Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?» (1859)
12. Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве» (1860)
13. Н.Н. Страхов «И. С. Тургенев. Отцы и дети» (1862)
14. Н.Н. Страхов «Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание» (1867)
15. Н.Н. Страхов «Война и мир. Сочинения графа Л. Н. Толстого. Томы I, II, III и IV» (1869-1870)
16. Ю.М. Лотман «Комментарий к Евгению Онегину»
17. Д.С. Лихачев «"Слово о полку Игореве" и особенности средневековой литературы»
Я прекрасно понимаю, что для большинства чтение критики в таком объеме — непозволительная роскошь, осилить бы сами произведения! Не все перечисленные материалы невелики по объему, напротив, большинство — крупные книги, чтение которых может занять целую неделю. Но вы ведь стараетесь не ради мамы-папы, а для себя, правда ведь?
Литературные критики — это профессиональные читатели, они активно следят за тем, что появляется на рынке, много общаются с коллегами по цеху, не упускают из вида и то, что происходит за рубежом. Еще важно понимать, что критики — не всегда писатели, но надо признать, что среди классиков встречаются часто.
Для чего они нужны? Всё просто — кто-то же должен помогать читателю находить в груде макулатуры бриллианты?
Также важно отметить, что критика — это не всегда про помощь в поисках, критика в 19 веке — это политический инструмент, трибуна для нестандартных идей. Отечественная литература постоянно подстраивалась под эпоху, под время, ей важно было давать своему читателю нечто ценное. И когда цензура закрывала рты, активно фильтровала всё, что неугодно царю и режиму, приходилось всячески выкручиваться. И на какое-то время в литературных журналах расцвели критические отделы. Авторам было важно не только дать оценку произведениям, они в первую очередь стремились описать важнейшие социальные проблемы времени, и по возможности предложить пути их решения.
Так уж получилось, что в современной школе, статьи критиков — в лучшем случае источник цитат для сочинений, которыми можно красиво разукрасить портянку с текстом. Отсюда родилось множество стереотипов, обедняющих наше восприятие русской классики. Чтобы исправить столь безрадостное положение, необходимо активно углубиться в чтение и поиски своих авторов. А пока вы можете начать хотя бы с этого:
1. В.Г. Белинский «Похождения Чичикова, или мертвые души» (1842)
2. В.Г. Белинский «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835)
3. В.Г. Белинский «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова…» (1840)
4. К.С. Аксаков «Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души». (Брошюра) (1842)
5. И.В. Киреевский «Нечто о характере Пушкина» (1828)
6. А.И. Герцен «Еще раз Базаров» (1869)
7. Д.И. Писарев «Обломов. Роман И. А. Гончарова» (1859)
8. И.А. Гончаров «Мильон терзаний Чацкого»
9. А.А. Григорьев «Стихотворения Н. Некрасова» (1862)
10. Н.Г. Чернышевский «Детство и отрочество. Сочинения графа Л. Н. Толстого. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого» (1856)
11. Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?» (1859)
12. Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве» (1860)
13. Н.Н. Страхов «И. С. Тургенев. Отцы и дети» (1862)
14. Н.Н. Страхов «Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание» (1867)
15. Н.Н. Страхов «Война и мир. Сочинения графа Л. Н. Толстого. Томы I, II, III и IV» (1869-1870)
16. Ю.М. Лотман «Комментарий к Евгению Онегину»
17. Д.С. Лихачев «"Слово о полку Игореве" и особенности средневековой литературы»
Я прекрасно понимаю, что для большинства чтение критики в таком объеме — непозволительная роскошь, осилить бы сами произведения! Не все перечисленные материалы невелики по объему, напротив, большинство — крупные книги, чтение которых может занять целую неделю. Но вы ведь стараетесь не ради мамы-папы, а для себя, правда ведь?