Подборка. 17-е задание. Самые сложные темы. Hard Rock!
Если вы хотите внести некоторое разнообразие в свою подготовку, предлагаю взяться за темы посложнее. Предупреждаю, что подобные формулировки почти не встречаются на реальном экзамене. Уровень PRO:
17.1.
* Согласны ли вы с мнением Н. В. Смирновой о том, что «образ героя-философа в сочинениях эпохи классицизма почти всегда соотносим с идеей построения идеального государства и общества» («Недоросль» Д. И. Фонвизина)?
* Столкновение консерватизма и передовой идеологии в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума».
* Раскройте художественные особенности духовной поэзии А. С. Пушкина.
* Каковы основные аспекты изображения культуры повседневности в дворянской семье Лариных (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)?
* Согласны ли вы с мнением И. В. Камаловой о том, что в цвете портретных описаний главных героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» проявляется специфичность авторских приёмов изображения?
* Согласны ли вы с тем, что «изображение сцен бала у классиков русской литературы редко применяется лишь в качестве красивого фона тех или иных коллизий литературного произведения» (А. В. Колесникова)?
* Прав ли Павлин Тадани, утверждающий, что «в романе ’’Герой нашего времени" весомо представлена реалистическая тенденция осмысления личности»?
* Каковы романтические мотивы «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова?
* Образы природных стихий в поэзии М. Ю. Лермонтова.
* Докажите справедливость утверждения Т. М. Лобовой: «Образ ребёнка всегда наделён у Лермонтова чертами ранней взрослости».
* В каких лирических произведениях М. Ю. Лермонтова отношения человека и мира являются дисгармоничными?
* Какие стихотворения М. Ю. Лермонтова можно считать инвективой (гневной обличительной речью)?
* Образ рассказчика в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
* Являются ли две первые реплики городничего («Ревизор» Н.В. Гоголя) экспозицией комедии (С. С. Данилов, С. Н. Дурылин) или её завязкой (В. Б. Шкловский)?
* Применимо ли к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» утверждение А.С. Донченко: «Имена собственные, являясь полифункцио- нальным феноменом текста, воплощают идейно-художественный замысел произведения»?
17.2.
* Какое развитие получает в творчестве Н. А. Некрасова тема труда?
* Почему Л. А. Евстигнеева считает сюжет поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» новаторским?
* Многоликий крестьянский мир в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
* Разделяете ли вы мнение М. В. Вершининой о том, что «в системе лирических мотивов А. А. Фета все остальные мотивы раскрываются сквозь призму мотива души»?
* Какое развитие в поэзии А. А. Фета получает приём психологического параллелизма?
* Докажите справедливость утверждения Н. Н. Старыгиной: «Философичность обусловила своеобразие поэтического мира и образа лирического героя в поэзии Тютчева».
* Что было «страшно вымолвить» Кирсанову в ответ на признание Базарова о том, что «в теперешнее время полезнее всего отрицание»?
* Какое воплощение получает в пьесе А. Н. Островского «Гроза» тема неволи?
* Согласны ли вы с мнением Н.Д. Иванниковой о том, что в романе И. А. Гончарова «Обломов» мир столицы и мир провинции выступают как миры-антагонисты?
* Реальное и фантастическое в прозе М. Е. Салтыкова-Щедрина. (На материале произведений по выбору учащегося.)
* Разделяете ли вы убеждение Д. В. Неустроева о том, что «Очарованный странник» Н. С. Лескова представляет собой полижанровое литературное произведение?
* Между светом и тьмой: особенности женского характера в очерке Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
* Разделяете ли вы мнение Т. Г. Ивлевой о том, что Шарлотта «самый загадочный образ в последней комедии Чехова»?
* Прав ли В.Б. Катаев, утверждающий, что только Гуров (А. П. Чехов «Дама с собачкой») может быть поставлен в один ряд с вечным образом Дон Жуана и рассмотрен как чеховский вариант этого образа?
* Какова роль зоологической детали в рассказах А. П. Чехова?
17.3.
* Согласны ли вы с мнением Г. Ф. Хасановой: «Художественный опыт Л. Н. Толстого органически вошёл в военную прозу конца 1950-х — середины 1980-х гг. в виде освоения, продолжения, развития и ведения литературного диалога»?
* Согласны ли вы с предположением И. В. Кудровой: «Цветаевское „люблю” подозрительно часто не укладывалось в представление о чувствах, привычно связанных с этим словом, оказывалось в некой нестандартной цепочке причин и следствий, эмоций и понятий»?
* Что имеет в виду Н. И. Копылова, утверждая, что в любовной лирике А. Ахматовой и М. Цветаевой есть «созвучье и разнозвучье»?
* В чём заключается автобиографизм лирики М. И. Цветаевой?
* Архитектурные образы в поэзии О.Э. Мандельштама.
* Действительно ли в «Тихом Доне» М. А. Шолохова мотив любви-страсти связан с мотивами смерти (Д. В. Поль)?
* Какое развитие в русской литературе получил фольклорный жанр плача?
* В чём, по вашему мнению, заключается суть избранничества Мастера («Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова)?
* Какова функциональная значимость природно-пространственных образов в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»?
* Разделяете ли вы мнение зарубежных исследователей о том, что важнейшими ценностными ориентирами героев А. И. Солженицына («Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича») представляются труд, семья, природа?
* Как решает проблему сложных нравственных поисков человека В. С. Розов в пьесе «Вечно живые»?
* Что даёт основание утверждать, что в прозе В. П. Астафьева «и маленькая деревенская девочка, и юная девушка, и старая бабушка воплощают материнское начало, понимаемое как жертвенность, сострадание и стремление сохранить и при умножить жизнь на земле?
* Докажите, что трагическое является одной из граней художественного сознания В. П. Астафьева.
* Выявите типологические черты героя-праведника (на материале произведений русской деревенской прозы).
* Как раскрывается тема абсурдности мира в повести С. Д. Довлатова «Заповедник»?
17.1.
* Согласны ли вы с мнением Н. В. Смирновой о том, что «образ героя-философа в сочинениях эпохи классицизма почти всегда соотносим с идеей построения идеального государства и общества» («Недоросль» Д. И. Фонвизина)?
* Столкновение консерватизма и передовой идеологии в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума».
* Раскройте художественные особенности духовной поэзии А. С. Пушкина.
* Каковы основные аспекты изображения культуры повседневности в дворянской семье Лариных (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)?
* Согласны ли вы с мнением И. В. Камаловой о том, что в цвете портретных описаний главных героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» проявляется специфичность авторских приёмов изображения?
* Согласны ли вы с тем, что «изображение сцен бала у классиков русской литературы редко применяется лишь в качестве красивого фона тех или иных коллизий литературного произведения» (А. В. Колесникова)?
* Прав ли Павлин Тадани, утверждающий, что «в романе ’’Герой нашего времени" весомо представлена реалистическая тенденция осмысления личности»?
* Каковы романтические мотивы «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова?
* Образы природных стихий в поэзии М. Ю. Лермонтова.
* Докажите справедливость утверждения Т. М. Лобовой: «Образ ребёнка всегда наделён у Лермонтова чертами ранней взрослости».
* В каких лирических произведениях М. Ю. Лермонтова отношения человека и мира являются дисгармоничными?
* Какие стихотворения М. Ю. Лермонтова можно считать инвективой (гневной обличительной речью)?
* Образ рассказчика в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
* Являются ли две первые реплики городничего («Ревизор» Н.В. Гоголя) экспозицией комедии (С. С. Данилов, С. Н. Дурылин) или её завязкой (В. Б. Шкловский)?
* Применимо ли к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» утверждение А.С. Донченко: «Имена собственные, являясь полифункцио- нальным феноменом текста, воплощают идейно-художественный замысел произведения»?
17.2.
* Какое развитие получает в творчестве Н. А. Некрасова тема труда?
* Почему Л. А. Евстигнеева считает сюжет поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» новаторским?
* Многоликий крестьянский мир в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
* Разделяете ли вы мнение М. В. Вершининой о том, что «в системе лирических мотивов А. А. Фета все остальные мотивы раскрываются сквозь призму мотива души»?
* Какое развитие в поэзии А. А. Фета получает приём психологического параллелизма?
* Докажите справедливость утверждения Н. Н. Старыгиной: «Философичность обусловила своеобразие поэтического мира и образа лирического героя в поэзии Тютчева».
* Что было «страшно вымолвить» Кирсанову в ответ на признание Базарова о том, что «в теперешнее время полезнее всего отрицание»?
* Какое воплощение получает в пьесе А. Н. Островского «Гроза» тема неволи?
* Согласны ли вы с мнением Н.Д. Иванниковой о том, что в романе И. А. Гончарова «Обломов» мир столицы и мир провинции выступают как миры-антагонисты?
* Реальное и фантастическое в прозе М. Е. Салтыкова-Щедрина. (На материале произведений по выбору учащегося.)
* Разделяете ли вы убеждение Д. В. Неустроева о том, что «Очарованный странник» Н. С. Лескова представляет собой полижанровое литературное произведение?
* Между светом и тьмой: особенности женского характера в очерке Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
* Разделяете ли вы мнение Т. Г. Ивлевой о том, что Шарлотта «самый загадочный образ в последней комедии Чехова»?
* Прав ли В.Б. Катаев, утверждающий, что только Гуров (А. П. Чехов «Дама с собачкой») может быть поставлен в один ряд с вечным образом Дон Жуана и рассмотрен как чеховский вариант этого образа?
* Какова роль зоологической детали в рассказах А. П. Чехова?
17.3.
* Согласны ли вы с мнением Г. Ф. Хасановой: «Художественный опыт Л. Н. Толстого органически вошёл в военную прозу конца 1950-х — середины 1980-х гг. в виде освоения, продолжения, развития и ведения литературного диалога»?
* Согласны ли вы с предположением И. В. Кудровой: «Цветаевское „люблю” подозрительно часто не укладывалось в представление о чувствах, привычно связанных с этим словом, оказывалось в некой нестандартной цепочке причин и следствий, эмоций и понятий»?
* Что имеет в виду Н. И. Копылова, утверждая, что в любовной лирике А. Ахматовой и М. Цветаевой есть «созвучье и разнозвучье»?
* В чём заключается автобиографизм лирики М. И. Цветаевой?
* Архитектурные образы в поэзии О.Э. Мандельштама.
* Действительно ли в «Тихом Доне» М. А. Шолохова мотив любви-страсти связан с мотивами смерти (Д. В. Поль)?
* Какое развитие в русской литературе получил фольклорный жанр плача?
* В чём, по вашему мнению, заключается суть избранничества Мастера («Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова)?
* Какова функциональная значимость природно-пространственных образов в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»?
* Разделяете ли вы мнение зарубежных исследователей о том, что важнейшими ценностными ориентирами героев А. И. Солженицына («Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича») представляются труд, семья, природа?
* Как решает проблему сложных нравственных поисков человека В. С. Розов в пьесе «Вечно живые»?
* Что даёт основание утверждать, что в прозе В. П. Астафьева «и маленькая деревенская девочка, и юная девушка, и старая бабушка воплощают материнское начало, понимаемое как жертвенность, сострадание и стремление сохранить и при умножить жизнь на земле?
* Докажите, что трагическое является одной из граней художественного сознания В. П. Астафьева.
* Выявите типологические черты героя-праведника (на материале произведений русской деревенской прозы).
* Как раскрывается тема абсурдности мира в повести С. Д. Довлатова «Заповедник»?