Критерии. Что нужно про них знать?
Письменные задания за которые, напомню, можно получить 46 первичных баллов, оцениваются строго по критериям. Их можно открыть здесь: https://neznaika.pro/criteria.html
Сразу замечу, что сейчас мы обсудим только критерии, о том, как писать, как выстраивать мысль и подбирать аргументы, я рассказываю в других материалах.
1. В заданиях 8, 9, 15, 16 сказано, что рекомендуемый объем 5-10 предложений. Никто не будет предъявлять вам какие-то особые санкции, если вы превысите или наоборот недоберете до рекомендуемого объёма. Важна именно содержательная часть ответа, правильно ли вы сформулировали мысль, придерживаясь предъявляемым требованиям.
2. Задания 8 и 15 оцениваются одинаковым набором критериев. Их 3. Первый отвечает как раз за содержательную часть — правильно ли был сформулирован ответ. Второй критерий регламентирует привлечение текста исходного произведения, который дан вам непосредственно в варианте. То есть вы ОБЯЗАТЕЛЬНО должны цитировать текст: и стихи, и прозу, когда приводите аргументы. Третий критерий оценивает вашу грамотность: в ответе не должно быть речевых и логических ошибок. На орфографию здесь закрывают глаза.
3. У заданий 9 и 16 также одинаковые критерии. Здесь вы должны дать название двух произведений и авторов, в которых поднимается та же проблема, тема, что и исходном. ВАЖНО: нельзя приводить 2 примера из разных произведений одного и того, же автора.
Но критериев здесь больше и итоговый балл соответственно тоже: 6 против 10. Первые два критерия также оценивают содержательную часть, насколько удачно были сопоставлены приведенные произведения. Обязательно указываем автора и название. Без этого никак, иначе потеряете баллы. Третий критерий снова оценивает привлечение текста для аргументации. И здесь у многих возникают проблемы, потому что не могут вспомнить хотя бы несколько строк из стихотворений. С прозой проще: достаточно кратко пересказать конкретный фрагмент и сопоставить, сильно детализировать нет необходимости.
И последний, четвертый критерий, также оценивает вашу речевую грамотность и логичность ответа.
4. 17-е, самое сложное. 5 критериев, многие из которых перекликаются с критериями предыдущих заданий. Но сначала про объем: минимум 150 слов, если хоть на 1 слово меньше, то сразу 0 баллов. Предлоги, союзы, частицы учитываются. Но есть и рекомендуемый объем — 200 слов. Опять же, никто не запрещает писать больше. Вся соль в том, успеете ли уложиться в отведенное время, если надумаете сильно превышать разумные границы?
Первый критерий, традиционно, содержательный. Соотносится ли написанное с той темой, которую выбрал выпускник. Затем снова привлечение текста. Это необязательно прямое цитирование, достаточно анализа отдельных микротем, фрагментов. Здорово, если можете вспомнить характеристику отдельных героев, если, конечно, это соотносится с темой сочинения.
Теория. Самый неоднозначный критерий. Я уже как-то говорил, что сочинение в ЕГЭ по литературе — это небольшая научная работа, где как раз и надо блеснуть не только понимаем текста произведения, но и умением использовать литературные термины, которые и подтверждают то, что вы с точки зрения литературной критики, пусть даже самой минимальной, что-то да понимаете. Если вы ориентируетесь в минимальном наборе терминологии, которая как раз и проверяется в тестовой части, то без проблем сможете получить максимум.
Композиционная цельность и логичность изложения — 4-й критерий. Тут всё понятно. У сочинения должна быть структура, классический канон известен: введение, основная часть, заключение. И все эти части должны быть связаны между собой темой, то есть, если прочитать их по отдельности, то мы должны хотя бы примерно её сформулировать. Внутри основной части мысль не должна прыгать из одного в другое. Она должна развиваться. Это тоже непросто, но проблема решается легко: если перед тем, как приступили к написанию, составили план и набросали кратко тезисы.
И последний, пятый критерий, оценивает лишь речевую грамотность.
Совет напоследок: держите перед собой критерии всякий раз, когда пишете сочинения, пока их не запомните наизусть!
Сразу замечу, что сейчас мы обсудим только критерии, о том, как писать, как выстраивать мысль и подбирать аргументы, я рассказываю в других материалах.
1. В заданиях 8, 9, 15, 16 сказано, что рекомендуемый объем 5-10 предложений. Никто не будет предъявлять вам какие-то особые санкции, если вы превысите или наоборот недоберете до рекомендуемого объёма. Важна именно содержательная часть ответа, правильно ли вы сформулировали мысль, придерживаясь предъявляемым требованиям.
2. Задания 8 и 15 оцениваются одинаковым набором критериев. Их 3. Первый отвечает как раз за содержательную часть — правильно ли был сформулирован ответ. Второй критерий регламентирует привлечение текста исходного произведения, который дан вам непосредственно в варианте. То есть вы ОБЯЗАТЕЛЬНО должны цитировать текст: и стихи, и прозу, когда приводите аргументы. Третий критерий оценивает вашу грамотность: в ответе не должно быть речевых и логических ошибок. На орфографию здесь закрывают глаза.
3. У заданий 9 и 16 также одинаковые критерии. Здесь вы должны дать название двух произведений и авторов, в которых поднимается та же проблема, тема, что и исходном. ВАЖНО: нельзя приводить 2 примера из разных произведений одного и того, же автора.
Но критериев здесь больше и итоговый балл соответственно тоже: 6 против 10. Первые два критерия также оценивают содержательную часть, насколько удачно были сопоставлены приведенные произведения. Обязательно указываем автора и название. Без этого никак, иначе потеряете баллы. Третий критерий снова оценивает привлечение текста для аргументации. И здесь у многих возникают проблемы, потому что не могут вспомнить хотя бы несколько строк из стихотворений. С прозой проще: достаточно кратко пересказать конкретный фрагмент и сопоставить, сильно детализировать нет необходимости.
И последний, четвертый критерий, также оценивает вашу речевую грамотность и логичность ответа.
4. 17-е, самое сложное. 5 критериев, многие из которых перекликаются с критериями предыдущих заданий. Но сначала про объем: минимум 150 слов, если хоть на 1 слово меньше, то сразу 0 баллов. Предлоги, союзы, частицы учитываются. Но есть и рекомендуемый объем — 200 слов. Опять же, никто не запрещает писать больше. Вся соль в том, успеете ли уложиться в отведенное время, если надумаете сильно превышать разумные границы?
Первый критерий, традиционно, содержательный. Соотносится ли написанное с той темой, которую выбрал выпускник. Затем снова привлечение текста. Это необязательно прямое цитирование, достаточно анализа отдельных микротем, фрагментов. Здорово, если можете вспомнить характеристику отдельных героев, если, конечно, это соотносится с темой сочинения.
Теория. Самый неоднозначный критерий. Я уже как-то говорил, что сочинение в ЕГЭ по литературе — это небольшая научная работа, где как раз и надо блеснуть не только понимаем текста произведения, но и умением использовать литературные термины, которые и подтверждают то, что вы с точки зрения литературной критики, пусть даже самой минимальной, что-то да понимаете. Если вы ориентируетесь в минимальном наборе терминологии, которая как раз и проверяется в тестовой части, то без проблем сможете получить максимум.
Композиционная цельность и логичность изложения — 4-й критерий. Тут всё понятно. У сочинения должна быть структура, классический канон известен: введение, основная часть, заключение. И все эти части должны быть связаны между собой темой, то есть, если прочитать их по отдельности, то мы должны хотя бы примерно её сформулировать. Внутри основной части мысль не должна прыгать из одного в другое. Она должна развиваться. Это тоже непросто, но проблема решается легко: если перед тем, как приступили к написанию, составили план и набросали кратко тезисы.
И последний, пятый критерий, оценивает лишь речевую грамотность.
Совет напоследок: держите перед собой критерии всякий раз, когда пишете сочинения, пока их не запомните наизусть!