Критерии ЕГЭ по литературе
Критерий | Баллы |
1. Соответствие ответа заданию | |
а) Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 2 |
б) Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 1 |
б) Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
а) Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют |
2 |
б) Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка |
1 |
в) Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ авторская позиция искажена1, И/ИЛИ допущено две или более фактические ошибки |
0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
а) Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
б) Допущено не более одной ошибки каждого вида: логическая и/или речевая (суммарно не более двух ошибок) |
1 |
в) Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) |
0 |
Максимальный балл | 6 |
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.
Критерии | Баллы |
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
а) Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа |
2 |
б) Названо только произведение без указания автора или указан только автор без указания произведения, произведение
убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа |
1 |
в) Не названо произведение, и не указан его автор,
и/или не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа |
0 |
2. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом | |
а) Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа |
2 |
б) Названо только произведение без указания автора или указан только автор без указания произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа
|
1 |
в) Не названо произведение, и не указан его автор,
и/или не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа |
0 |
3. Привлечение текста произведения для аргументации |
|
а) Для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений, оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют
|
4 |
б) Для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений, но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка |
3 |
в) Для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена,
ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого выбранного произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, И/ИЛИ допущены две фактические ошибки |
2 |
г) Для аргументации текст единственного выбранного
произведения привлекается на уровне пересказа произведения
или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных
для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей
и т.п.), ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается
на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его
содержании (без анализа важных для выполнения задания
фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст другого
выбранного произведения не привлекается,
И/ИЛИ допущены три фактические ошибки |
1 |
д) Для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из выбранных произведений, И/ИЛИ искажена авторская позиция единственного выбранного произведения, или двух выбранных произведений, или исходного и выбранного(ых) произведений, И/ИЛИ допущено четыре или более фактические ошибки |
0 |
4. Логичность и соблюдение речевых норм |
|
а) Отсутствуют логические и речевые ошибки |
2 |
б) Допущено не более одной ошибки каждого вида: логическая и/или речевая (суммарно не более двух ошибок) |
1 |
в) Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) |
0 |
Максимальный балл | 10 |
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.
Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке работы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки развернутых ответов» выставляется 0 баллов.
При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной
и оценивается 0 баллов*.
При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.
Если в формулировке темы сочинения по поэзии есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворения, лирические поэмы), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается число привлеченных лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше двух баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше одного балла.
В колонку № 20 протокола выставляется номер альтернативы.
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие |
Баллы |
а) Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне | 3 |
б) Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне | 2 |
в) Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне | 1 |
г) Тема не раскрыта | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации |
|
а) Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют |
3 |
б) Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки
|
2 |
в) Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущены три фактические ошибки
|
1 |
в) Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий), ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактических ошибок |
0 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия | |
а) Теоретико-литературные понятия включены в сочинение
и
использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях
раскрытия темы сочинения,
ошибки в использовании понятий отсутствуют |
2 |
б) Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не
использованы для анализа текста произведения(-ий),
И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий |
1 |
в) Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий | 0 |
4. Композиционная цельность и логичность | |
а) Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов |
3 |
б) Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы |
2 |
в) В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается
|
1 |
в) В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения
|
0 |
5. Соблюдение речевых норм | |
а) Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка | 3 |
б) Допущены две-три речевые ошибки | 2 |
в) Допущены четыре речевые ошибки | 1 |
г) Допущено пять или более речевых ошибок | 0 |
Максимальный балл | 14 |
Комментарий
- Прямо отвечайте на поставленный вопрос. Не нужно уходить на общую проблематику произведения, если того не требуется. Если нас, к примеру, спрашивается "Каким образом прослеживается взаимоотношения в семье Простаковых в данном эпизоде?", то начать свой ответ можно было бы примерно так: "Взаимоотношения в семье Простаковых на примере данного эпизода прослеживаются через несколько линий. Во-первых,.., во-вторых,.. и т.д."
- Стройте короткие предложения. 10 слов - оптимально.
- Подтверждайте свои тезисы короткими цитатами. В заданиях 8, 15 - цитаты прямо из того произведения, которое вам дано в варианте. В 16 задании при сопоставлении лирики потребуется привести цитаты из других произведений. Прежде потребуется назвать фамилию и имя автора, а также само произведение.
- Оставьте время в конце работы, чтобы потом вернуться и перечитать немного другим взглядом. Вычитка должна быть в любом случае!
- Распределите время таким образом, чтобы на 17-е задание осталось 2 часа времени. На каждое из заданий 8, 9, 15, 16 отводите 20 минут.