(1)Обыватель – явление всемирное. (2)Оно встречается во всех классах и нациях. (3)Английский герцог может быть столь же вульгарным, как американский пастор или французский бюрократ. (4)Рабочий или шахтёр нередко оказываются такими же откровенными буржуа, как банковский служащий или голливудская звезда.
(5)Истинный обыватель весь соткан из заурядных, убогих мыслей; кроме них, у него ничего нет.
(6)Истинный обыватель, с его неизменной страстной потребностью приспособиться, приобщиться, пролезть, разрывается между стремлением поступать как все и приобретает ту или иную вещь потому, что она есть у миллионов, и страстным желанием принадлежать к избранному кругу, ассоциации, клубу. (7)Соседство с главой компании и европейским аристократом может вскружить ему голову. (8)Богатство и титул приводят его в восторг.
(9)Истинный обыватель не отличает одного автора от другого; читает он мало и всегда с определённой целью, но может вступить в общество библиофилов и смаковать прелестные книги: винегрет из Симоны де Бовуар, Достоевского, Сомерсета Моэма, «Доктора Живаго» и мастеров эпохи Возрождения. (10)Его не очень интересует живопись, но престижа ради он охотно повесит в гостиной репродукции Ван Гога, втайне предпочитая ему другого художника.
(11)В своей приверженности к утилитарным, материальным ценностям он легко превращается в жертву рекламного бизнеса. (12)А реклама всегда играет на обывательской гордости обладания вещью, будь то комплект нижнего белья или набор столового серебра. (13)Я имею в виду определённый тип рекламы. (14)Глубочайшая пошлость, источаемая рекламой, не в том, что она придаёт блеск полезной вещи, но в самом предположении, что человеческое счастье можно купить и что покупка эта в какой-то мере возвеличивает покупателя.
(15)Конечно, сотворённый в рекламе мир сам по себе безвреден – каждый знает, что сотворён он продавцом, которому всегда подыгрывает покупатель. (16)Самое забавное не в том, что здесь не осталось ничего духовного, кроме экстатических улыбок людей, поглощающих божественные хлопья, не в том, что игра чувств ведётся по законам буржуазного общества. (17)Нет, самое забавное, что это – теневой, иллюзорный мир, и в его реальное существование втайне не верят ни продавцы, ни покупатели.
(18)У русских есть, вернее, было специальное название для самодовольного величественного обывателя – пошлость. (19)Это главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота,поддельный ум, поддельная привлекательность. (20)Припечатывая что-то словом «пошлость», мы не просто выносим эстетическое суждение, но и творим нравственный суд. (21)Всё подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым. (22)Я утверждаю, что простой, не тронутый цивилизацией человек редко бывает пошляком, поскольку пошлость предполагает внешнюю сторону, фасад, внешний лоск.
(23)В прежние времена Гоголь, Толстой, Чехов в своих поисках простоты и истины великолепно изобличали вульгарность, так же как показное глубокомыслие. (24)Но пошляки есть всюду, в любой стране – и в Америке, и в Европе. (25)И всё же в Европе их больше, несмотря на старания американской рекламы.
(По В.В. Набокову*)
* Владимир Владимирович Набоков (1899–1977 гг.) – русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед.
Какого человека можно назвать пошлым обывателем? Вот основной вопрос, поставленный В.Набоковым в предложенном для анализа тексте.
Интересно проследить, как автор раскрывает данную проблему и приводит нас к пониманию своей позиции. В начале текста писатель акцентирует внимание читателя на качествах, которые присущи как французскому бюрократу, так и американскому пастырю: «не отличает одного автора от другого», «не интересуется живописью», но вешает в гостиной репродукцию Ван Гога «престижа ради», приобретает ту или иную вещь, потому что она есть у миллионов, - с единственной целью: показать всеохватность такого явления как обывательство . Далее, В.Набоков включает в свой текст размышления о рекламном бизнесе, для того чтобы показать потребительское отношение «пошляка» к жизни, уверенного в том, что «человеческое счастье можно купить». В финале предложенного отрывка автор снова акцентирует наше внимание на мысли о том, что вульгарные люди «есть всюду - и в Америке, и в Европе», чтобы окончательно убедить читателя в огромных масштабах распространения обывательщины.
Позиция писателя ясна. В.Набоков убежден в том, что истинный обыватель - это человек, лишенный собственного мнения, находящийся под влиянием рекламы, пытающийся скрыть свои заурядные мысли за внешним лоском.
Невозможно не согласиться с точкой зрения автора. Я также считаю: желание прикрыть отсутствие подлинных интересов нарочитой интеллигентностью - главное качество обывателя. Так, писатели МАССОЛИТа из романа М.А.Булгакова «Масте
Комментарий - образцовый!