(1)В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным корреспондентом на фронт и скоро попал в сражение. (2)Я укладывал раненых, и один умирающий шептал мне: «Вот бы водицы…»
(3)Я побежал за водой.
(4)Но он не пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…»
(5)С изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял. (6)Это был почти мальчик, с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые отражали трепет души. (7)Мне казалось тогда, что надежды на спасение у него нет и что врачи будут бессильны.
(8)Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он еще жив. (9)Мы взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (10)Санитар удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.
(11)В косых лучах вечернего солнца ручей был особенно красив.
(12)Над заводью, на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. (13)А чуть ближе к нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку. (14)Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу. (15)И вот борьба закончилась милой и детской улыбкой, и открылись глаза.
– (16)Спасибо вам, так красиво! – прошептал он.
(17)Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.
(18)Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:
– (19)А что, она ещё летает?
(20)Голубая стрекоза ещё кружилась.
– (21)Летает, ещё как! – ответил я.
(22)Он опять улыбнулся и впал в забытьё.
(23)Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. (24)Вдруг, слышу, он спрашивает:
– (25)Всё ещё летает?
– (26)Летает, – сказал я машинально, не глядя, не думая.
– (27)Почему же… я не вижу… красоту? – спросил он, с трудом открывая глаза.
(28)Я испугался. (29)Мне случалось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно.
(30)Не так ли и тут?.. (31)Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (32)Больной решил, что я ему попросту солгал, и глаза его опять закрылись.
(33)И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не могли заметить её на фоне темнеющего леса. (34)Но вода – эти глаза земли – остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.
– (35)Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.
(36)И я ему показал это отражение. (37)И он улыбнулся.
(38)Я не буду описывать, как спасли этого раненого, его спасли доктора. (39)Но я крепко верю: им, докторам, помогла красота ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза летает над заводью. (По М.М. Пришвину*)
Природа…Сколько красоты и величия в этом слове! С древних времен известно, что природа напрямую связана с человечеством. Как она способна повлиять на человека? Именно эту проблему рассматривает М.М.Пришвин в тексте.
Автор обращается к вечной философской проблеме. Писатель рассказывает о раненом солдате, на спасение которого военный корреспондент уже не надеялся. Однако, услышав шум стрекозы, песенку ручья, солдат открыл глаза, и «борьба закончилась милой и детской улыбкой».Рассказчик отмечает, что даже в очень слабом состоянии юноша почувствовал, летела ли стрекоза или нет. С глубокой благодарностью раненый «сказал спасибо» природе за спасение его жизни, ведь от нее он черпал силы на борьбу со смертью.
М.М.Пришвин считает, что удивительный природный мир помог солдату выжить. Найдя силы в природной красоте, он смог победить смерть и преодолеть мучения. Ведь природа способна исцелить, дать силы, укрепить, подтолкнуть к чему-то важному.
С мнением известного писателя нельзя не согласиться. Действительно, русская природа с ее бескрайними лесами, полями, полноводными реками, богатым животным миром способна вернуть к жизни любого человека. Любуясь родными краями, мы очищаем свои души, находим силы для трудных испытаний и внутренне обогащаемся.
Эта проблема нашла отражение на страницах русской классической литературы. Вспомним произведение Тургенева «Отцы и дети». «Природа не храм, а мастерская, и челове