(1)3а несколько дней до войны Академия архитектуры в Москве решила реставрировать редкие и наиболее ценные издания своей библиотеки.
(2)Огромные тома Витрувия или Палладио, источенные червями или обветшавшие от времени, требовали тончайшего мастерства переплётчика, который должен был вернуть им первоначальный вид.
(3)Такие золотые руки нашлись в Москве. (4)Это был старый переплётчик Эльяшев, родом из Николаева, человек, тонко чувствовавший эпоху, бескорыстно влюблённый в своё дело, виртуозный переплётчик и футлярщик.
(5)Его пригласили в библиотеку Академии архитектуры, и Эльяшев реставрировал там или, вернее, воссоздал ряд замечательных книг, так что даже самый опытный взгляд не обнаружил бы изъянов.
(6)Я всегда с уважением смотрел на Эльяшева, который обращался с книгой так, словно разговаривал с ней.
(7)В 1941 году, во время эвакуации, я потерял Эльяшева из виду в сложных событиях войны и считал, что старик не вынес, вероятно, тяжёлых потрясений. (8)Но однажды, года через два после окончания войны, я узнал, что Эльяшев жив и даже работает продавцом в книжном киоске Академии наук на одной из станций московского метро. (9)Я поехал на эту станцию и отыскал Эльяшева.
— (10) Как я рад, что вы живы, — сказал я ему, — ведь часто вспоминал ваши руки.
— (11)Жив-то я жив, — ответил он, — но с руками мне пришлось проститься.
(12)Он показал мне свои руки, на которых были ампутированы все пальцы, за исключением двух — большого и указательного, которыми он и действовал.
— (13)Я отморозил их на лесозаготовках. (14)Ноги у меня были тоже отморожены, но не в такой степени.
— (15)Неужели без вас не обошлись на лесозаготовках? (16)Ведь вам больше шестидесяти лет, — сказал я, готовый предположить чьё-то равнодушие к чужой старости.
— (17)Нет, я пошёл добровольно, — ответил он с твёрдостью. — (18)Разве мог я остаться без дела, когда вся страна воюет? (19)Нет, я не вправе был поступить иначе.
(20)Я вспомнил о своих книгах, которые переплёл Эльяшев, вспомнил редчайшие издания в библиотеке Академии архитектуры, которым этот старик дал вторую жизнь.
— (21)Как же мне жалко ваши руки, Эльяшев, — сказал я, искренне скорбя за него. —(22)Они у вас были как у скрипача.
— (23)Конечно, руки мои пропали… но если я принёс ими хоть сколько-нибудь пользы в войну, что сейчас говорить о них.
(24)Он сказал это, нисколько не рисуясь, и я подумал о том, что, может быть, спиленное его шестидесятилетними руками дерево послужило топливом для двигателя или станка, на котором изготовляли оружие.
(25)Неделю спустя Эльяшев неожиданно пришёл ко мне.
— (26)Вот что, — сказал он, — дайте мне какую-нибудь вашу самую любимую книгу… я постараюсь переплести её, и это будет в последний раз в моей жизни.
(27)Я дал ему редкость — сборник высоких мыслей «Похвала книге», и он переплёл её, орудуя двумя уцелевшими пальцами; вероятно, это стоило ему многих усилий, но он переплёл книгу, и она стоит у меня на полке и поныне. (28)Она напоминает мне о том, что истинное существо человека проверяется в самых трудных испытаниях.
Что характерно для настоящих людей? Какие поступки характеризуют человека как настоящего, сильного морально? Какие ситуации помогают понять внутреннее содержание человека? По моему мнению, именно над этими проблемными вопросами рассуждает в своём тексте Владимир Германович Лидин.
Автор, говоря об истинной сути человека, приводит в пример Эльяшева, реставратора с золотыми руками. Когда началась война, он добровольно пошел на лесозаготовки, где потерял самый ценный свой инструмент – руки. Также, несмотря на отсутствие пальцев на руках, он переплёл дорогую для рассказчика книгу. В.Г. Лидин хотел показать нам, что способности человека переступать через себя, делать добро другим людям, оставаться собой после трудных жизненных испытаний, определяют его как настоящего, сильного духом.
Автор считает, что истинное существо человека проверяется в самых трудных испытаниях.
Я абсолютно согласен с автором. Действительно, содержание людей, раскрывающееся в сложных, порой даже жестоких испытаниях, помогает нам определить, кто настоящий, а кто пустой, ненужный человек. Настоящий человек всегда будет придерживаться своих убеждений, бороться за них до конца.
В качестве литературного аргумента можно рассмотреть эпизод из повести Михаила Александровича Шолохова “Судьба человека”. Главный герой произведения Андрей Соколов прошёл много испытаний в своей нелегкой жизни.