(1)Это случилось со знаменитым индийским музыкантом Тансеном. (2)Он жил при дворе великого царя Акбара. (3)Однажды Акбар сказал ему: – (4)Я не представляю, чтобы кто-то мог превзойти тебя! (5)Это кажется немыслимым. (6)Ты последнее слово, вершина творения! (7)Да славен Творец вовеки! (8)Но когда бы я ни подумал об этом, у меня поневоле возникает мысль, что всё же ты был учеником у Мастера, который учил тебя мастерству. (9)И кто знает, может, он и превосходит тебя по мастерству? (10)Кто этот Мастер? (11)Он жив ещё? (12)Если да, то можешь ли ты пригласить его во дворец?(13)Тансен ответил: – (14)Да, он жив. (15)Но как пригласить его во дворец, если он подобен дикому животному: ходит как придётся. (16)Он не человек из общества. (17)Он как ветер или облака, которые гонит ветер. (18)У него нет ниточек, связывающих его с миром. (19)Это бездомный скиталец. (20)Но, более того, его нельзя попросить спеть или сыграть – невозможно совершенно. (21)Он поёт только тогда, когда чувствует. (22)Он танцует только тогда, когда чувствует. (23)Можно лишь подойти к нему незаметно и ждать. (24)Акбар был так заинтригован, что пришёл в восторг от этих слов:– (25)А! (26)Его Мастер жив! (27)Ради этого стоит пойти к нему. (28)Мастер был бродячим факиром. (29)Звали его Харидас. (30)Тансен послал гонцов, чтобы те нашли его местонахождение. (31)После долгих исканий его обнаружили в хижине на берегу реки Ямуны. (32)И Акбар с Хансеном пошли его слушать... (33)Жители местной деревушки сказали, что около трёх часов ночи он поёт и танцует, однако весь день сидит тихо-тихо, как мышка. (34)И вот среди ночи Акбар и Тансен, подобно ворам, притаились позади его хижины. (35)Около трёх ночи Харидас запел, а затем начал свой танец. (36)Акбар был словно загипнотизирован: он не мог произнести ни единого слова, потому что никакая оценка не могла быть дана тому, что он слышал и видел. (37)Акбар только непрерывно плакал. (38)Всю дорогу назад он хранил гробовое молчание. (39)Подойдя к дворцу, прямо на ступенях он обратился к Тансену: – (40)Я думал, что никто не может превзойти тебя. (41)Я думал, что ты что-то удивительное и уникальное, но теперь, прости меня, я должен сказать, что ты и в подмётки не годишься своему Мастеру! (42)Но почему?! (43)Тансен молча взглянул на императора и после паузы произнёс:– (44)Нет ничего проще: я пою и танцую ради денег, престижа, власти, уважения. (45)Моя музыка – это пока ещё средство для достижения некоего результата. (46)Я пою, чтобы что-то получить, а мой Мастер поёт, потому что уже что-то получил. (47)И то, что он получил, он просто отдаёт. (48)В этом его дар. (49)Я связан с этим миром и хочу на что-то представляющее ценность в этом мире обменять свой талант, а он ничего не ждёт за свой дар. (50)В этом разница моего таланта и его дара. (По материалам Интернета*)
Для чего человек живет? Как найти свое призвание в нашем многообразном мире? Над этими вопросами заставляет нас задуматься автор предложенного для анализа текста. Он формулирует проблему призвания и жизненного пути. Насколько различны ощущения людей, выполняющих свою работу, потому что они хотят заработать, и людей, живущих ради своего призвания.Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, автор рассказывает небольшую притчу о знаменитом индийском музыканте Тансене, который, живя во дворце царя Акбара и развлекая его своим пением, зарабатывает «деньги, престиж, власть, уважение». Он продает свой талант, но однажды царь задумывается о том, что у такого прекрасного музыканта должен быть учитель и просит Тансена познакомить с ним. Музыкант отвечает, что его учитель поет и танцует только тогда, когда ему этого захочется и его «нельзя попросить спеть или сыграть – невозможно совершенно. Он поет только тогда, когда чувствует». Акбар и Тансен отправляются в деревню, где живет Мастер и после того, как царь услышал его пение, он «был словно загипнотизирован». Тансен объясняет это тем, что он поет, «чтобы что-то получить», а «Мастер поет, потому что уже что-то получил … он просто отдает … в этом его дар». Талант никогда не сможет сравниться с даром, потому что он корыстен, человек обменивает его на какие-либо ценности, а дар – бескорыстен, это отражение стремления души.Позиция автора становится понятной после внимательного прочтения текста. Он убежден, что очень важно уметь слушать свое сердце и делать то, что любишь, а не гнаться за материальными ценностями. Я полностью разделяю позицию автора и тоже считаю, что человек, занимающийся любимым делом, может дать намного больше обществу, чем хороший мастер своего дела, стремящийся только заработать.Об это