(1)Выхожу из дома на работу и... (2)Ну, конечно, опять забыл мобильник! (3)Возвращаюсь — куда же нынче без этой штуки! (4)Вернувшись, заглядываю в зеркало, как учила меня в детстве бабушка. (5)Примета такая: а то «пути не будет». (6)Какое это имеет отношение к моей патологической забывчивости — не знаю. (7)Но в зеркало на всякий случай смотрюсь: мало ли что.
(8)Ну разве не парадокс? (9)Вот он, мобильный телефон, — свидетельство бурного прогресса науки и техники наших дней, и тут же — очевидный (куда уж очевиднее!) атавизм: древних суеверий. (10)Не удивительно ли: пришедшие из далёкого язычества, из мрачного и невежественного средневековья суеверные приметы постоянно и беспощадно разоблачает наука, осуждают все традиционные религии, порицают учителя и воспитатели, а они живут из века в век!
(11)Просвещение, конечно, сильно поколебало древние представления. (12)Уже в XIX веке суеверные приметы считали патриархальными предрассудками. (13)Помните, у Пушкина? (14)«Татьяна верила преданьям / Простонародной старины, / И снам, и карточным гаданьям, / И предсказаниям луны...» (15)Наивная сельская барышня — что с неё взять! (16)Но ведь и сам Пушкин верил, да ещё как верил! (17)А он-то был европейски образованным человеком, умнейшим человеком России, как сказал о нём Николай I. (18)Нет, проводить прямую зависимость между цивилизацией и искоренением суеверий я бы поостерегся.
(19)Во-первых, приметы приметам рознь. (20)Нелепо сомневаться, например, в предсказаниях погоды, основанных на вековых наблюдениях наших предков: красный закат — к жаркому дню, кошка клубком— к морозу. (21)А во-вторых, и отношение к приметам разное. (22)Для одних это не более чем игра: заглянуть в зеркало и посмеяться над собой. (23)Для других — фольклор, загадки народной культуры. (24)Почему столько примет связано, например, с тем же зеркалом? (25)Для третьих, к сожалению, — внушённая шарлатанами слепая вера в порчу, сглаз и прочее.
(26)А для многих — результат чудесных совпадений примет и случившихся событий. (27)Но ведь такие ничем не объяснимые совпадения были, есть и будут всегда. (28)3начит, и суеверия будут всегда. (29)И всегда покажутся чудом, как бы ни относились к такому чуду наука и религия. (30)Да и кто сказал, что где-то у кого-то существует монополия на чудо!
(31)«Не верить в возможность предсказаний нельзя, — говорил Достоевский. (32)— Все верят, но если не признаются, то единственно из малодушия». (33)Можно улыбнуться этим словам Фёдора Михайловича, однако это убеждение он вынес из совпадений примет и реалий своей жизни.
(34)Я вовсе не хочу петь гимн суевериям и приметам. (35)В XXI веке это смешно. (36)Но если вы меня спросите, надо ли переходить на другую сторону улицы, встретив чёрную кошку... (37)А и перейдите, если очень хочется. (38)Вреда не будет. (39)Мало ли что.
(По Н. Михайлову)
Одной из главных проблем современного общества является проблема отношения людей к суевериям и приметам. Чем же стали предрассудки для человека? Какую роль они играют в нашей жизни? Возможно ли объяснить их с научной точки зрения или же это пережитки прошлых поколений?
Вопрос истинной сущности примет в большей или меньшей степени волнует каждого из нас. Действительно, предсказания бывают разного характера. Многие из них подверглись качественному анализу и научному объяснению, поэтому не являются «мистикой» для современного человека. Но обществу просто необходимо верить в счастливый случай, потому что иногда единственное на что приходится рассчитывать в ситуации, обреченной на провал, – вера и надежда.
По мнению автора существуют разные подходы и отношения к суевериям (“приметы приметам – рознь”). Николай Михайлов считает, что это личное дело каждого человека верить в предрассудки или же нет (“Я вовсе не хочу петь гимн суевериям и приметам”). Но он все равно перейдет на другую сторону дороги, если встретит черную кошку: «на всякий случай».
Я согласна с позицией автора, у каждой личности сформированы собственные предрассудки, и мы не