(1)Природа никогда не создаёт шума. (2)Она учит человека величию в тишине. (3)Молчит солнце. (4)Беззвучно разворачивается перед нами звёздное небо. (5)Мало и редко слышим мы что-либо из «сердцевины земли». (6)Милостиво и блаженно покоятся царственные горы. (7)Даже море способно к «глубокой тишине». (8)Самое великое в природе, то, что определяет и решает как таковую нашу судьбу, происходит бесшумно...(9)А человек шумит. (10)0н шумит спозаранку и допоздна, преднамеренно и непреднамеренно, работая и развлекаясь. (11)И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом. (12)Так и хочется сказать, что шум составляет «привилегию» человека в мире, ибо всё, что природа даёт нашему слуху, — это таинственный и многозначительный звук, а не назойливый и пустой шум. (13)Поражённые и захваченные, стоим мы, когда свой голос поднимает гром, вулкан или ураган, и внимаем этому голосу, который вознамерился сказать нам нечто величественное. (14)Рокот Рейнского водопада или моря, обвалы горной лавины, шёпот леса, журчанье ручья, пение соловья мы слышим не как шум, а как речь или песню родственных нам, но таинственных сил. (15)Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рёв мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто... рёв радио — это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле. (16)Шум присутствует везде, где звук мало значит или вовсе ничего не значит, где громыхание, свистение, жужжание, гудение, рёв, проникая в человека, мало что дают ему. (17)Шум — дерзкий и разочаровывающий, кичливый и пустой, самоуверенный и поверхностный, беспощадный и лживый. (18)Можно привыкнуть к шуму, но никогда нельзя им наслаждаться. (19)Он не таит в себе ничего духовного. (20)Он «говорит», не имея что сказать. (21)Поэтому всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга — шум. (22)При этом шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто». (23)Он выманивает человека из его духовного убежища, из его сосредоточенности, раздражает его, связывает, так что тот живёт уже не духовной, а исключительно внешней жизнью. (24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это. (25)Примерно так: «Приветствую тебя, человек!.. (26)Послушай-ка! (27)Впрочем, мне нечего тебе сказать!..»(28)И снова... (29)И снова... (30)Бедный человек подвергается нападкам и даже не может отразить нападающего: «Если тебе нечего сказать, оставь меня в покое». (31)И чем больше человек захвачен шумом, тем привычнее для его души внимание к чисто внешнему. (32)Благодаря шуму внешний мир делается значимым. (33)Он оглушает человека, поглощает его. (34)Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух». (35)Шум перекрывает всё: во внешнем — пение мира, откровение природы, вдохновение от космического безмолвия. (36)Во внутреннем — возникновение слова, рождение мелодии, отдохновение души, покой разума. (37)Потому что воистину, где нет тишины, там нет покоя. (38)Где шумит ничтожное, там смолкает Вечное.(39)Робка также и муза. (40)Как легко спугнуть её шумом!.. (41)Нежна её сущность, голос её нежен. (42)А шум — дерзкий парень. (43)Ничего не знает этот грубиян о таинственной изначальной мелодии, которая поднимается из колодца души, иногда вопрошая, иногда взывая, иногда вздыхая. (44)Он вытесняет эту мелодию из земной жизни и земной музыки... (45)От этого бедствия я не знаю утешения. (46)Есть только одно: побороть шум...
Красота... Так много представлений о прекрасном существует в наши дни. Каждый человек, размышляя о красоте, создаёт у себя в воображении уникальный образ, который и представляется ему идеальным. Для многих красота - это пейзаж родного края, для других - голос и черты лица любимого человека, а некоторые восторгаются произведениями искусства.
Однако иногда люди забывают о своих идеалах из-за серости и унылости будней, из-за вечного шума, который сам человек и создает. Человечество порой само уничтожает красоту не только вокруг себя, но и внутри, заменяя истинные ценности ложными, занимаясь искусством или наукой только ради материального блага, совсем забывая о духовном совершенствовании. Именно этим и озадачен И. Ильин, известный русский философ, правовед, литературный критик и публицист, ставя перед читателями проблему отвердения истинной, духовной красоты обществом. Примеры, которые автор приводит в тексте, помогают читателю по-иному посмотреть на проблему.
Данная проблема является особенно актуальной в наши дни. Современное общество не обращает внимание на духовное богатство человека, интересуясь только его социальным статусом и материальным состоянием. То же касается и красоты природной: человек уходит от своих корней и начинает уничтожать природные богатства.
И. Ильин глубоко убеждён, что постоянный "шум" , создаваемый человеком, мешает наслаждаться истинной красотой. Именно эт