Избу Матрены до весны забили, и я переселился к одной из ее золовок,
неподалеку. Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о
Матрене и как-то с новой стороны осветила мне умершую.
— Ефим ее не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она —
кое-как, всЈ по-деревенски. А однаво' мы с ним в город ездили, на заработки,
так он себе там сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел.
Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была;
и за обзаводом не гналась; и не бережна'я; и даже поросенка не держала,
выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно
(и самый повод вспомнить Матрену выпал — некого было дозвать огород
вспахать на себе сохою).
И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней
признавала, она говорила с презрительным сожалением.
И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл
передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок.
В самом деле! —ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было. Что
может быть легче — выкармливать жадного поросенка, ничего в мире не
признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него — и потом
зарезать и иметь сало.
А она не имела...
Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом
беречь их больше своей жизни.
Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.
Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не
нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому
работающая на других бесплатно, —она не скопила имущества к смерти.
Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы...
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник,
без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша.
Я с интересом прочитала текст А.Солженицына, в котором поднимается проблема бессердечного отношения к праведным людям.
Рассуждая над данной проблемой, автор обращается к описанию жизни простой женщины Матрены. А.Солженицын отмечает, что жизнь Матрены не похожа на жизнь других людей. Автор подчеркивает ее духовные качества и мелочность окружающих. Писатель обращает внимание на то, что Матрена была чужой для окружающих людей и умерла «не понятая и брошенная даже мужем своим».
Автор стремится донести до читателя мысли о том, что в нашем мире больше ценится умение приспосабливаться материально, чем духовность и чистое сердце, но ведь именно на праведности и бескорыстии держится этот мир.
Я полностью согласна с мнением автора, ведь мы действительно сталкиваемся с подобными ситуациями, как в жизни, так и в литературе.