(1)Каждый человек
есть живой излучающий личный центр. (2)Каждый взгляд, каждое слово,
каждая улыбка, каждый поступок излучают в общий духовный эфир бытия
особую энергию тепла и света. (3)И даже тогда, когда человек,
по-видимому, ни в чём не проявляя себя, просто находится рядом, мы
осязаем посылаемые им лучи. (4)И притом тем сильнее, тем определеннее и
напряженнее, чем значительнее и своеобразнее его духовная личность.
(5)Получая первое восприятие чужой антипатии, мы чувствуем, что
посылаемые нами жизненные лучи не приемлются другим человеком,
отталкиваются или упорно не впускаются им в себя. (6)Это уже неприятно и
тягостно. (7)Это может вызвать в нас самих некоторое смущение или даже
замешательство. (8)В душе возникает странное чувство неудачи, или
собственной неумелости, или даже неуместности своего бытия. (9)Воля к
общению пресекается, лучи не хотят излучаться, слова не находятся,
жизненный подъём прекращается, сердце готово замкнуться. (10)Замкнутые и
малообщительные люди нередко вызывают такое чувство у общительных и
экспансивных людей даже тогда, когда об антипатии не может быть и речи.
(11)Но антипатия, раз только возникнув, обостряется до враждебности,
сгущается в отвращение и углубляется до ненависти.
(12)Когда я
встречаюсь в жизни с настоящею ненавистью ко мне, то во мне просыпается
чувство большого несчастья, потом огорчение и ощущение своего бессилия.
(13)Вслед за тем я испытываю настойчивое желание во что бы то ни стало
уйти от своего ненавистника, исчезнуть с его глаз, никогда больше с ним
не встречаться и ничего о нём не знать. (14)Если это удаётся, то я
быстро успокаиваюсь, но потом скоро замечаю, что в душе осталась
какая-то удручённость и тяжесть, ибо чёрные лучи его ненависти всё-таки
настигают меня, проникая ко мне через общее эфирное пространство.
(15)Тогда я начинаю невольно вчувствоваться в его ненавидящую душу и
вижу себя в её черных лучах их объектом и жертвою. (16)В духовном эфире
мира образовалась рана; надо исцелить и зарастить её. (17)Мой
ненавистник должен простить меня и примириться со мною. (18)Он должен
испытать радость от того, что я живу на белом свете, и дать мне
возможность радоваться его бытию. (19)Ибо, по слову великого
православного мудреца Серафима Саровского, «человек человеку - радость».
(20)Прежде всего мне надо найти
и установить, нет ли и моей вины в том, что мы оба теперь страдаем: он,
ненавидящий, и я, ненавидимый? (21)Может быть, я нечаянно задел какую-
нибудь старую, незаживающую рану его сердца? (22)Вслед за тем мне надо
простить ему его ненависть. (23)Я не должен, я не смею отвечать на его
чёрный луч таким же чёрным лучом презрения и отвержения. (24)Мне не
следует уклоняться от встречи с ним, я не имею права на бегство.
(25)Отныне я буду встречать луч его ненависти белым лучом, ясным,
кротким, добрым, прощающим и добивающимся прощения.
(26)Я должен
обходиться с моим ненавистником так, как обходятся с тяжело больным
человеком, не подвергая его новым, добавочным страданиям. (27)Я должен
посылать ему в моих лучах понимание, прощение и любовь до тех пор, пока
он не восстановит оборванную им нить, ведущую ко мне.Ненависть
исцеляется любовью и только любовью. (29)Луч настоящей любви укрощает
диких зверей. (З0)Излучение любви действует умиряюще и обезоруживающе.
(31)Напряжение злобы рассеивается: злой инстинкт теряется, уступает и
вовлекается в атмосферу мира и гармонии. (32)Всё это не пустые слова:
любовь заклинает бури и умиротворяет духовный эфир вселенной.
(33)А если однажды это состоится, ненависть его преобразится и рана
духовного эфира исцелится и зарастёт. (34)Тогда мы оба будем радоваться
радостью избавления и услышим, как высоко над нами всё, ликуя, празднует
до самого седьмого неба, ибо Божия ткань любви едина и целостна во всей Вселенной.
В предложенном для анализа тексте автор ставит проблему ненависти во взаимоотношениях между людьми. Нужно ли отвечать заботой и нелюбовью на ненависть?
Рассуждая по данной проблеме, Иван Антонович приводит пример из собственной жизни. Писатель рассказывает, что ощущает чувство большого несчастья и огорчения, когда осознает, что кто-то испытывает по отношению к нему злобу и антипатию. Ильин уверен - вражде нет места в отношениях между людьми. Так, он вспоминает слова мудрого Серафима Саровского : " человек человеку- радость". Автору важно убедить нас в том, что необходимо сначала понять причину той или иной неприязни. Возможно, мы чем-то могли обидеть ненавидящего нас человека. Следовательно, мы должны стремиться наладить прерванную связь с человеком, должны " умиротворять духовный эфир вселенной". Но ни в коем случае нельзя отвечать "злыми лучиками" на нелюбовь, потому что это может привести к духовному обнищанию.
Нельзя усомниться в верности авторской позиции, я тоже считаю, что человеконенавистничество должно быть обязательно "исцелено" искренностью, светом, душевной теплотой и любовью.
В доказательство справедливости своей точки зрения приведу пример из произведения Закруткина " Матерь человеческая". В одном из эпизодов Мария находит в погребе