Забежал я в магазин фуфайку купить – обыкновенную спецовку для работы на огороде. Примерил, оплатил чек, жду, когда упакуют. Занятому человеку кажется, что всё вокруг него делается медленно. Собрался было поторопить упаковщицу, но взгляд мой остановился на её руках. Двигались руки упаковщицы так, как если бы они были закреплены в одном положении – ладонями вниз – и она никак не могла их повернуть. Минуты две наблюдал я с любопытством эту странную манеру и не вдруг сообразил, что продавщица демонстрирует…золото. Если на одной руке было три перстня, то на второй – пять! На восьми пальцах из десяти были надеты золотые украшения! Разные. С камушками и без камушков. Круглые и овальные. Лёгкие и массивные. Бог ты мой, зачем столько? И хотя руки были красивы, но от бумаги, шпагата, материи – заметно нечисты. Стою и думаю: сказать или не сказать? Мне, знаете ли, захотелось этак на старинный манер: «Сударыня, неужто никто не надоумил вас на предмет дурного вкуса? Зачем вам столько-то?» Но ведь обидится, ежели скажешь, за грубость сочтёт. Промолчал, Бог с ней, со временем, может, и поймёт. Сейчас она просто опьянена: значительность показывает. Самодовольство её распирает. Видимо, она напоказ живёт, с вызовом: я, дескать, не «как все», потому как «у меня больше».
Один мой знакомый задался целью иметь …сто рубах. Шестьдесят он уже купил и прямо-таки на глазах менялся: осанистый стал, говорил с апломбом. Спросил я как-то у него: зачем столько рубах, из моды ведь выйдут, устареют. Он в ответ: «Нынче мода не на покрой, а на количество». А кто-то сегодня машины покупает одну за другой. Кому-то ну просто необходимо приобрести с десяток домов и квартир здесь, на родине, да ещё пару вилл где-нибудь на Канарских островах. А что? Недвижимость! Солидно! Знай наших!
Ну просто «кто кого переплюнет»!
Эгоизм лежит в основе такого желания ли, моды ли «иметь больше других». Понаблюдайте за поведением такого человека, и вы увидите, что весь он сосредоточен в себе, на себе и не чувствителен ко всему, что «вне себя». Иначе сказать, не чувствует другого человека. Он может вас выслушать, даже как будто понять, даже помочь, но способности чувствовать вас, ваше состояние, вашу боль, то есть сопереживать, сострадать он уже лишился. В сущности, и с категорией самодовольных, живущих напоказ происходит то же, что и с «прячущимися», - замыкание, отдаление, обособление от людей. Их удел – душевное одиночество, которое пострашнее уголовного наказания.
(По И.Васильеву).
Часто случается так, что человек становится не чувствителен ко всему, что «вне себя». Но что лежит в основе желания сосредоточиться в себе и жить напоказ? Вот вопрос, который волнует И. Васильева.
Размышляя над данной проблемой, автор делится воспоминаниями рассказчика. Он повествует о том, как пришел за фуфайкой, оплатил чек и ждал. Герой невольно обратил внимание на руках упаковщицы, которая не спешила отдавать оплаченный товар. Он говорит: «Двигались руки упаковщицы так, как если бы они были закреплены в одном положении.... Я с любопытством наблюдал эту манеру и вдруг сообразил, что продавщица демонстрирует…золото». У нее было восемь перстней. Рассказчика поразила манера поведения упаковщицы. Несмотря на то, что ее руки были не чисты, она хотела показать то, что живет не «как все», потому что у нее больше. Другая история, которую вспомнил рассказчик, была про его друга, желающего иметь сто рубашек. У него уже было шестьдесят, но он хотел больше, чтобы показать свое превосходство перед другими. А на вопрос: «Зачем ему столько?» От отвечал: «Нынче мода не на покрой, а на количество. Кто-то сегодня машины покупает одна за другой.... А что? Солидно? Знай наших!».
И. Васильев уверен в том, что в основе жизни напоказ лежит эгоизм. Автор подчеркивает то, что такой человек не способен чувствовать другого. «Он может вас выслушать, даже как будто бы понять, но способности почувствовать ваше состояние, вашу боль, он уже лишился».
Я полностью согласен с позицией автора. Действительно,