Ф.М.Достоевский
Уже давно я замечаю, что в любом обществе, в любой компании когда-нибудь
появляется и обращает на себя внимание один интересный типаж. Это молодой
«человек, имеющий доброе сердце» (как его можно характеризовать), однако не
имеющий в себе более ничего, кроме доброго сердца, и прежде всего не имеющий
интереса и внимания к окружающим.
Он уверен, что его доброго сердца хватит, чтоб быть в этом мире всегда
довольным и счастливым. Он так уверен в успехе своего дара, что пренебрёг
всяким другим средством, запасаясь в житейскую дорогу.
Этот человек чрезвычайно склонен, например, внезапно полюбить, подружиться
и совершенно уверен, что все его тотчас полюбят взаимно, собственно за один тот
факт, что он всех полюбил. Его доброму сердцу никогда и не снилось, что мало
полюбить «горячо», что нужно еще постараться, чтобы тебя полюбили в ответ, без
чего всё пропало, без чего жизнь не жизнь и его любящему сердцу, и тому
несчастному, которого оно наивно избрало предметом своей неудержимой
привязанности.
Если этот человек заведёт себе друга, то друг у него тотчас же обращается в
домашнюю мебель, во что-то вроде плевательницы. Всё, всё, какая ни есть внутри
дрянь, как говорит Гоголь, всё летит с языка в дружеское сердце. Друг обязан
всё слушать, всему сочувствовать и не навязываться в ответ со своей собственной
заботой. Обманут ли господин с добрым сердцем в жизни, обманут ли в любви,
проигрался ли в карты — в неё без удержу все свои пустяки, часто вовсе не
замечая, того что у друга лоб трещит от какой-либо собственной беды.
Полюбит ли он женщину — он тысячу раз оскорбит ее своим искренним,
«натуральным» характером, прежде чем заметит это в своём любящем сердце; прежде
чем заметит (если только он способен заметить), что эта женщина уже чахнет от
любви его, что ей уже гадко, противно быть с ним и что он отравил всё её
существование благодаря бесцеремонным наклонностям своего любящего сердца.
Заметим, что не среди многих людей, а только в углу, в узком кружке, обычно
формируется это прекрасное произведение натуры, в котором всё натурально, всё
чистый самородок, без узды и без удержу. Забывает да и не подозревает такой
человек при общих интересах, в сочувствии к другим и к их требованиям, а не в
равнодушии, не в уединении может отшлифоваться в драгоценный, неподдельный
блестящий алмаз его единственный клад, его капитал, его доброе сердце!
Наш мир огромен! Его населяют около семи миллиардов людей, и все они уникальны. Каждый имеет свою внешность, свой характер. Но по некоторым общим признакам людей можно распределить по группам. Например, в зависимости от характера, люди бывают добродушными или скрытыми, щедрыми или скупыми и так далее. Так, в приведенном тексте Ф.М.Достоевский поднимает проблему эгоизма в человеке, его поверхностное отношение к окружающим.
Автор рассказывает о людях-эгоистах, считающие, что для общения, дружбы и любви достаточно лишь их желания дружить и любить. Такие люди никогда не задумываются удобно ли другим с ними, приятны ли они в общении. Но ведь даже обычный диалог подразумевает под собой взаимный обмен репликами. Что уж говорить о более серьезных отношениях:дружбе и любви - ведь здесь необходимо не только умение выслушивать человека, но и помогать ему. В данном тексте Достоевский приводит пример такого взаимодействия эгоистов с окружающими их людьми. Ни друг, ни любимая женщина не будут счастливы с таким человеком. Достоевский объясняет, что помимо своего собственного желания общения, необходимо такое же желание с другой стороны. Обычно такое поведение характерно для детей, которые, в силу своего возраста, считают, что окружающие их люди должны делать все для них, а им в свою очередь достаточно только любить. Данный аспект и автор отмечает в своем тексте, говоря, что "только в углу, в узком кружке,обычно формируется это прекрасное произведение натуры".
Ф.М.Достоевский четко