Путешествие по тайге всегда довольно однообразно. Сегодня — лес, завтра — лес, послезавтра — опять лес. Ручьи, которые приходится переходить вброд, заросшие кустами, заваленные камнями, с чистой прозрачной водой, сухостой, валежник, покрытый мхом, папоротники удивительно похожи друг на друга. Вследствие того что деревья постоянно приходится видеть близко перед собой, глаз утомляется и ищет простора. Чувствуется какая-то неловкость в зрении, является непреодолимое желание смотреть вдаль.
Иногда среди тёмного леса вдруг появляется просвет. Неопытный путник стремится туда и попадает в бурелом. Просвет в лесу в большинстве случаев означает болото или место пожарища, ветролома. Не всегда бурелом можно обойти стороной.
Если поваленные деревья невелики, их перерубают топорами, если же дорогу преграждает большое дерево, его стёсывают с боков и сверху, чтобы дать возможность перешагнуть лошадям. Всё это задерживает вьюки, и потому движение с конями по тайге всегда очень медленно.
Если идти по лесу без работы, то путешествие скоро надоедает. Странствовать по тайге можно только при условии, если целый день занят работой. Тогда не замечаешь, как летит время, забываешь невзгоды и миришься с лишениями.
Я заметил, что бурундук постоянно возвращается к одному и тому же месту и каждый раз что-то уносит с собой. Когда он уходил, его защёчные мешки были туго набиты, когда же он появлялся снова на поверхности земли, рот его был пустой.
Меня эта картина очень заинтересовала. Я подошёл ближе и стал наблюдать. На колоднике лежали сухие грибки, корешки и орехи. Так как ни грибов, ни кедровых орехов в лесу ещё не было, то, очевидно, бурундук вытащил их из своей норки. Но зачем? Тогда я вспомнил рассказы Дерсу о том, что бурундук делает большие запасы продовольствия, которых ему хватает иногда на два года. Чтобы продукты не испортились, он время от времени выносит их наружу и сушит, а к вечеру уносит обратно в свою норку.
Первобытные девственные леса в большей части страны выгорели, и на смену им появились леса, состоящие из лиственницы, березы и осины. Там, где раньше ревел тигр, ныне свистит паровоз, где были редкие жилища одиноких звероловов, появились большие русские селения, туземцы отошли на север, и количество зверя в тайге сильно уменьшилось.
Край начал утрачивать свою оригинальность и претерпевать то превращение, которое неизбежно несет за собой цивилизация.
В своём тексте Владимир Арсеньев поднимает проблему влияния истинной красоты природы на человека.
Размышляя над этой проблемой и ведя повествование от первого лица, автор рассказывает нам о путешествии по тайге. В этом месте он видит простор для души – «художники, ботаники или просто любители природы нашли бы здесь неистощимые материалы для своих наблюдений». Арсеньев отмечает, что путешествие по тайге «всегда довольно однообразно», но именно здесь сохранилось всё то могущество и мудрость первобытных лесов. Писателя впечатляет это место, он испытывает робость и страх перед всей этой величественностью леса.
Таким образом, даже такие незначительные мелочи, как густые леса нашей Родины способны вдохновить людей, вызвать бурю эмоций.
Во второй части текста автор удивляется странному устройству нашего мозга. Из всей событий жизни запоминается «часто даже не главное, а случайное, … , запоминается сильнее, чем всё остальное?». Из такого, автору запомнился эпизод со встречей с уссурийским бурундуком. Для Арсеньева остаётся непонятным то, почему именно эта встреча зацепила его. Но одно ясно точно – природа обладает невиданной силой, способной влиять на человека и вызывать в нём чувство страха и робости перед таким могуществом.
Именно из таких тёплых и второстепенных эпизодов и складывается наша жизнь.
Оба эпизода показывают нам то, насколько сильно может влия