Дмитрий Сергеевич Лихачёв жил, работал в полную силу, работал ежедневно, много, несмотря на плохое здоровье. От Соловецкого лагеря особого назначения он получил язву желудка, кровотечения.
Почему он сохранил себя полноценным до 90 лет? Сам он объяснял свою физическую стойкость «резистентностью». Из его школьных друзей никто не сохранился. «Подавленность - этого состояния у меня не было. В нашей школе были революционные традиции, поощрялось составлять собственное мировоззрение. Перечить существующим теориям. Например, я сделал доклад против дарвинизма. Учителю понравилось, хотя он не был со мною согласен.
Я был карикатурист, рисовал на школьных учителей. Они смеялись вместе со всеми. Они поощряли смелость мысли, воспитывали духовную непослушность. Это всё помогло мне противостоять дурным влияниям в лагере. Когда меня проваливали в Академии наук, я не придавал этому значения, не обижался и духом не падал. Три раза проваливали!»
Он рассказывал мне: «В тридцать седьмом году меня уволили из издательства с должности корректора. Всякое несчастье шло мне на пользу. Годы корректорской работы были хороши, приходилось много читать. В войну не взяли, имел белый билет из-за язвы желудка.
Гонения персональные начались в семьдесят втором году, когда я выступил в защиту Екатерининского парка в Пушкине. И до этого дня злились, что я был против порубок в Петергофе, строительства там. Это шестьдесят пятый год. А тут, в семьдесят втором году, остервенели. Запретили упоминать меня в печати и на телевидении».
Скандал разразился, когда он выступил на телевидении против переименования Петергофа в Петродворец, Твери в Калинин. Тверь сыграла колоссальную роль в русской истории, как же можно отказываться! Сказал, что скандинавы, греки, французы, татары, евреи много значили для России.
В 1977 году его не пустили на съезд славистов.
Членкора Академии наук Лихачеву дали в 1953 году. В 1958-м провалили в Академии, в 1969-м - отклонили.
Ему удалось спасти в Новгороде застройку Кремля высотными зданиями, он спас в Питере - Невский проспект, портик Руска. «Разрушение памятников всегда начинается с произвола, которому не нужна гласность».
Он извлек древнерусскую литературу из изоляции, включив её в структуру европейской культуры.
У него ко всему был свой подход: ученые-естественники критикуют астрологические предсказания за антинаучность. Лихачёв - за то, что они лишают человека свободы воли.
Он не создал учения, но он создал образ защитника культуры, настоящего гражданина .
Даже в случаях тупиковых, -говорит Дмитрий Сергеевич,- когда все глухо, когда вас не слышат, будьте добры высказывать своё мнение. Не отмалчивайтесь, выступайте. Я заставляю себя выступать, чтобы прозвучал хоть один голос.
Д.А. Гранин
Творческое долголетие... Благодаря каким условиям оно складывается? Над этим непростым вопросом задумался Даниил Александрович Гранин.
Рассуждая о творческом долголетии , автор описывает нелегкую судьбу Дмитрия Сергеевича Лихачёва , его основные жизненные вехи. Писатель заостряет своё внимание на том, что несмотря на неудачи, персональные гонения, изгнание из научного членства в Академии, Д.С. Лихачёв все равно смог сохранить себя «полноценным» до его девяноста лет. Затем, глубже раскрывая проблему, Д. Гранин цитирует слова, сказанные самим Лихачёвым о том, что состояния подавленности у него никогда не было, ещё в школе, он смог отстоять собственное мнение о теории «дарвинизма». Также, еще один важный пример для понимания проблемы — это огромная сила духа Лихачева, писателя не пугали неудачи, когда его проваливали в Академии, Лихачев просто двигался дальше.
Авторская позиция заключается в том, что творческое долголетие человека складывается у тех людей, которые смогли остаться упорными, способными выражать свои идеи, мысли, имеющие собственное мировоззрение и точку зрения на различные вещи.
Я абсолютно согласна с Д.А. Граниным и считаю, что люди , подобно Лихачёву, должны стремиться быть активными и не боящимися изложить свои мысли.
В мировой литературе существует немало примеров, освещающих понятие творческого долголетия. «Роман в романе» такая характеристика даё