(1) Трудное и запутанное дело – писательство. (2) Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая ее не снаружи, а изнутри. (3) Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил он на себя внимание – и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (8) И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5) И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6) И нет уж писателя. (7) Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8) Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9) Придет время, и то же писательство самотеком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше.
(10) Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11) Обычная для него среда – товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12) Варка в собственном соку. (13) А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».
(14) Нужно в жизни работать – инженером, врачом, педагогом, рабочим.
(15) – Хорошо, а когда же тогда писать? – спросите вы.
(16) – Когда? (17) После работы. (18) В дни отдыха. (19) В месяц отпуска, – отвечу я.
(20) Много ли тогда напишешь?
(21) – И очень хорошо, что немного. (22) Все, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23) А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений – много ли потеряет литература, если выбросит из нее три четверти написанного?
(24) Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25) И как в это время бывает полезен жестокий щелчок – отказ редакции, суровая встреча критики!.. (26) Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее.
(По В.Вересаеву)
Каким должен быть писатель? Именно этот проблемный вопрос ставит Викентий Вересаев в предложенном для анализа тексте.
Рассуждая над проблемой, автор отмечает, что писательство - «трудное и запутанное дело». Вересаев считает, что писатель должен «жить в жизни». Но жизнь писателя непроста: порой ему приходится заниматься творчеством, чтобы, например, оплачивать счета.
Продолжая свое рассуждение, Вересаев подчеркивает, что если творчество становится зарабатыванием денег, то «на глазах свежий росточек таланта желтеет и сохнет». Тогда труд писателя становится неискренним и теряет всякую ценность.
Позиция автора нам ясна. Викентий Вересаев считает, что долг писателя заключается в том, чтобы изображать нашу жизнь изнутри. Но писателем быть непросто: в жизни появляется много преград, которые мешают творчеству. Он не должен зарабатывать деньги на жизнь творчеством, должен творить от души, от сердца вопреки всему.
Я согласен с позицией автора, поскольку творчество писателя должно быть искренним, он не должен стремиться к материальному обогащению. Также писательский долг, на мой взгляд, состоит в пробуждении лучших чувств в душе человека. Творчество писателя должно помочь человеку забыть о тяготах жизни, заняв его воображение.
Подтверждение моей мысли можно найти в романе Джека Лондона «Мартин Иден». Повествование о с