(1)В те отдалённые прежние времена приблизительно на том же уровне распада цивилизаций, какой мы наблюдаем сейчас, суровые обличающие пророки зарождались в народах, и потом босые, простоволосые идеи разгневанно, с мечом и факелом в руках, врывались в действительность, чтобы произвести необходимую санитарную чистку. (2)Природа слишком много потратила надежд и усилий на человека, чтобы дать ему умереть так запросто и по-собачьи. (З)Последний век машина цивилизации работала на критических скоростях с риском смертельной перегрузки. (4)Всё сильнее обжигала дыхание взвешенная в воздухе пыль нравственного износа.
(5)Казалось бы, у наших современников нет оснований для особого пессимизма. (6)Ведь всё так планомерно движется вокруг. (7)Прогресс находится в добром здравии и рвётся вперёд на всём скаку. (8)Сверкают переполненные товарами витрины, по улицам движутся потоки прохожих, туристов, всяких наисовременнейших автомобилей. (9)Воздушные лайнеры за сутки преодолевают расстояния, на которые Марко Поло и Афанасию Никитину потребовалось по три года. (10)Весь мир оклеен увлекательными афишами, призывающими с помощью разных средств незаметно скоротать скуку жизни. (11)Музеев уже не хватает для передовых произведений искусства, а пытливые науки с чрезвычайным коэффициентом полезного действия прощупывают окружающую неизвестность, дабы извлечь оттуда пользу для дальнейших удовольствий. (12)У каждого в руках диковинные приборы, позволяющие общаться чуть ли не с Северным полюсом, которые навели бы ужас на наших ничего не смысливших в технике предков.
(13)Но посмотрите, как дрожат стрелки манометров, определяющих духовное благополучие в мире, как стелется горелый чад от перегретых под ногами, перенапряжённых проводов, как обжигает лицо не в меру раскалённый воздух, какие подозрительные гулы ползут по земле не только от пробуждения материков или зарождения новаторских идей, но и ещё от чего-то... (14)Нечто подобное испытываешь во сне, когда, подкравшись к двери, слышишь за нею скрытое, затаившееся дыхание какого-то неописуемого существа, которое только и ждёт момента вставить колено, чуть приоткроется малая щёлка, и ворваться к тебе в тёплое, обжитое жильё.
(15)Такое впечатление, что человечество приблизилось к финалу отпущенной ему скромной вечности. (16)А наука, с разбегу пробившись сквозь нулевую фазУ времени и физического бытия, ворвётся в иное, ещё не освоенное математическое пространство с переносом туда интеллектуальной столицы мироздания. (17)Очевидный теперь крах вчерашней эры завершится неминуемым пересмотром печально не оправдавшей себя парности Добра и Зла.
(18)3нание помогает заглянуть в бездну, но не содержит указаний, как не сорваться в неё. (19)Самый же прогресс следует уподобить горению бикфордова шнура: счастье наше в том и состоит, что не видно, как мало осталось до заряда.
(По Л. M. Леонову*)
* Леонид Максимович Леонов (1899—1994 гг.) — русский советский писатель
Насколько опасно влияние современно-технологичных достижений на нравственно-непорочную оболочку души человека? Над этим вопросом задумывается в своём тексте Л. Леонов, поднимая проблему влияния прогресса на духовные ценности.
Описывая изобилие плодов научно-технических сдвигов, автор умело использует эпитеты : "переполненные товарами витрины", "современнейших автомобилей", "диковинные приборы", однако в тоже время его одолевают смутные тревоги- Л. Леонов всерьёз беспокоится о нравственном благополучии человечества (предложение 13) ,сравнивая чувство волнения с сонной прострацией, " когда подкравшись к двери,слышишь за нею скрытое,затаившееся дыхание какого-то неописуемого существа" .
На мой взгляд ,позиция автора выражена точно и ясно. Писатель убеждён, что духовное благополучие современного человечества находится на грани краха вследствие опустошающе- разрушающего влияния новейших технологий.
Нельзя не согласиться с мнением писателя. Я разделяю его позицию и считаю ,что изменения, привнесенные вместе с дуновением новаторского рывка, разрушают нравственность и внутреннюю гармонию человека.
Обратимся к произведениям из художественной литературы,дабы подтвердить вышеизложенный ход моих мыслей. В романе -антиутопии "Мы " Е.Замятина имеет место схожая проблема- автор повествует об измерении будущего- едином государстве,в котором жизненный распорядок подчинен букве интеграла- однообразно- одинаковая пища, запрет вольномыслия,почасовая регламентация дня,недели,судьбы... Правительство сумело создать иллюзию благоденствующего государства