В предложенном для рассмотрения фрагменте текста В.П. Астафьев затягивает проблему бессердечия, эгоизма людей по отношению к окружающим.
Комментируя проблему, автор описывает ситуацию, произошедшую во время его поездки в Ессентуки. Рассказчик присутствовал в просторном зале, слушая симфонический концерт. Люди, которые тоже пришли на концерт, «уже с середины первого отделения концерта начали покидать зал». Но слушатели уходили, ругаясь на музыкантов и «хлопая сиденьями стульев». Люди, присутствовавшие в зале, не думали о том, как трудно было музыкантам, которые пытались честно выполнять свою работу («я слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум в зале»). Вместо того, чтобы тихо покинуть концерт, посетители осознанно демонстрировали свое недовольство классической музыкой и ее исполнителями.
Но у автора была совершенно другая точка зрения, отличающаяся от мнения других слушателей. Он хотел «попросить прощения у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб». Рассказчик понимал, как трудно музыкантам, и не мог смириться с тем, как жестоко и бессердечно повела себя публика.
Я считаю, что люди, которые пришли на концерт, изначально не были готовы к восприятию классической музыки. Они руководствовались стремлением провести несколько часов в новом месте за бесценок. Попав на концерт, люди осознали, что это серьезное мероприятие и вместо того, чтобы наслаждаться профессиональным исполнением классической музыки, слушатели решили продемонстрировать свое недовольство (из-за неоправданных ожиданий увеселительного зрелища) оркестрантам, не думая при этом, как тяжело исполнителям. Посетители были бессердечны по отношению к людям, которые выполняли свою работу.
В произведении А.Алексина «Раздел имущества» автор описывает то, насколько бессердечным и черствым может быть человек по отношению к самым близким. По сюжету книги, мать Верочки вынуждает свою свекровь уехать и прекратить общение с девочкой, несмотря на то, что именно свекровь выходила героиню рассказа во время лечения. Причиной для такого решения матери стала ее ревность, основанная на непонимании того, почему Веточка так привязана к своей бабушке. Мать девочки поступила крайне эгоистично, не подумав о том, как будут жить ее дочь и свекровь в разлуке.
Другой пример душевной черствости описал Ю. Мамлеев в произведении «Прыжок в гроб». Так же, как и в предыдущем примере, герои данной книги были жестоки по отношению к близкому человеку. В данном произведении родственники, руководствуясь своими интересами, решили похоронить старушку Екатерину Петровну заживо, чтобы больше за ней не ухаживать. Конечно, трудно сравнивать примеры фактического убийства и неуважения к музыкантам, но в них есть одно главное сходство., которое заключается в том, что люди становятся бессердечными, когда ставят свои интересы выше чувств других людей.
Таким образом, человек становится черствым, жестоким в тот момент, когда перестает думать о других и начинает преследовать свои личные цели.
Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший.
Со словами негодования я выдернул вилку репродуктора из розетки. Голос певицы оборвался. Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детдоме самым певучим и читающим человеком.
Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. Всё повидавшие и пережившие на своём веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижёршей терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. Делали они это вроде как бы с извинениями за своё вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтоб подготовить переутомлённых культурой слушателей ко второму, более серьёзному отделению.
Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли — уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно, нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах.
Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущённо хлопнуть сиденьем.
Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижёрши в чёрненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве…
Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом (имя ей – великая Надежда Обухова), — стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её.
Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале. Меня бьёт по лицу зрительская ругань в тот момент, когда музыканты изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания рано отстрадавшего близорукого юноши в беззащитных кругленьких очках.
Он в своей предсмертной симфонии, неоконченной песне своего изболелого сердца, более уже века протягивает руки в зал и с мольбой взывает: «Люди, помогите мне! Помогите!.. Ну, если мне помочь не можете, хотя бы себе помогите!..»
(По В.П. Астафьеву*)
*Виктор Петрович Астафьев (1924 – 2001) – выдающийся советский и российский писатель.
В предложенном для рассмотрения фрагменте текста В.П. Астафьев затягивает проблему бессердечия, эгоизма людей по отношению к окружающим.
Комментируя проблему, автор описывает ситуацию, произошедшую во время его поездки в Ессентуки. Рассказчик присутствовал в просторном зале, слушая симфонический концерт. Люди, кот