(1)В последнее время часто слышны рассуждения видных общественных деятелей, людей искусства и науки о поисках спасительной «национальной идеи», которая могла бы сплотить россиян в созидании своего будущего.
(2)Что же, рассуждения эти насущны! (3)Но разговоры разговорами, а безумный конвейер духовного оскудения нации, в котором повинны многие программы ТВ, огромная часть интернет-индустрии, печатный бизнес, похоже, не оставляет шанса никаким духоподъёмным «идеям».
(4)Повинны в этом, разумеется, не сами телекамеры, компьютеры или печатные станки, а, собственно, люди, управляющие ими.
(5)Припоминая, какую изжогу у либеральной прослойки вызвала попытка Русской православной церкви ввести в школах России курс основ православной культуры, изумляюсь весьма нервной реакции на предмет оного части научной общественности страны.
(6)Нынче страсти вскипают вновь! (7)Причиной тому — предложение Президента РФ о проведении в ряде регионов страны эксперимента по преподаванию в школе основ религиозной культуры и светской этики.
(8)Не погружаясь в пучину нового идеологического противостояния, не могу, однако, не заметить: тех, кто не желает просветления своего народа, не становится меньше.
(9)Удивительно, но, проклиная советское прошлое за гибель в 1917 году «старой доброй России», они отвергают сегодня то, на чем она, так сказать, стояла. (10)К слову, о прошлом: в нём у России предостаточно ярких примеров содержательной, нравственной жизни.
(11)Вот, скажем, художественно-интеллектуальные салоны начала XIX века. (12)Если угодно, это были своего рода эффективные коммуникативные модели, поставляющие интеллектуальную пищу для лучших умов России, пестующие высокие идеалы в искусстве, науке, просвещении. (13)Чем не кладезь для ищущих «национальные идеи»?
(14)Не много нужно усилий для того, чтобы «почувствовать разницу», а точнее, степень нашего сегодняшнего падения, — достаточно нажать кнопку телепульта и попасть, к примеру, в «салон» в программе «Дом 2».
(15)Что же нужно делать, чтобы «гордые музы России» из набоковского эпиграфа к этим заметкам сопутствовали ЕЙ и сегодня? (16)Может, начать с малого — помнить о них, на них, гордых и высоких, равняться... (17)Как, впрочем, и на другие примеры из нашего великого прошлого.
(По Г. Рогову)
В предложенном для анализа тексте поднимается проблема исторической памяти. Как относиться к прошлому нашей страны? Нужно ли ценить опыт предшествующих поколений?
Данный вопрос относится к категории нравственно-философских. С целью его иллюстрации Г. Рогов приводит пример художественно-интеллектуальных салонов начала девятнадцатого века: «Если угодно, это были своего рода эффективные коммуникативные модели, поставляющие интеллектуальную пищу для лучших умов России, пестующие высокие идеалы в искусстве, науке, просвещении». Автор полагает, что прошлое России богато событиями нравственной жизни, чего нельзя сказать о современности. Для доказательства этой точки зрения писатель говорит о наших телеканалах, с помощью которых мы попадаем, к примеру, «в «салон» Ксении Собчак в программе «Дом2»».
Г. Рогов опечален общественной деградацией. Он призывает читателя помнить историческое прошлое нашего государства.
Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, только опыт предшествующих поколений поможет нам сегодня выйти на праведный путь.
Многие русские классики