Как в приведенном отрывке раскрывается проблема взаимоотношений художника и толпы?
Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с её холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут пред ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобзаниями, властными истребить всё печальное из памяти. Счастлив семьянин, у кого есть такой угол, но горе холостяку!
Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям, и, не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от неё и возвеличенные образы. Вдвойне завиден прекрасный удел его: он среди их как в родной семье; а между тем далеко и громко разносится его слава. Он окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека. Всё, рукоплеща, несётся за ним и мчится вслед за торжественной его колесницей. Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орел над другими высоко летающими. При одном имени его уже объемлются трепетом молодые пылкие сердца, ответные слёзы ему блещут во всех очах... Нет равного ему в силе — он Бог! Но не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи! Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слёз и единодушного восторга взволнованных им душ; к нему не полетит навстречу шестнадцатилетняя девушка с закружившеюся головою и геройским увлеченьем; ему не позабыться в сладком обаянье им же исторгнутых звуков; ему не избежать, наконец, от современного суда, лицемерно-бесчувственного современного суда, который назовёт ничтожными и низкими им лелеянные созданья, отведёт ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество, придаст ему качества им же изображённых героев, отнимет от него и сердце, и душу, и божественное пламя таланта. Ибо не признаёт современный суд, что равно чудны стёкла, озирающие солнцы и передающие движенья незамеченных насекомых; ибо не признаёт современный суд, что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести её в перл созданья; ибо не признаёт современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха! Не признаёт сего современный суд и все обратит в упрёк и поношенье непризнанному писателю; без разделенья, без ответа, без участья, как бессемейный путник, останется он один посреди дороги. Сурово его поприще, и горько почувствует он своё одиночество.
В данном лирическом отступлении Н.В. Гоголь представляет толпу как 'современный суд'. Беда этого 'современного суда' в том, что он может восхищаться только теми писателями, которые в своих произведениях оставляют позади характеры 'скучные, противные, поражающие печальною своею
В то же время возможна и иная оценка - предложенная в данном случае, так как в ответе есть опора на авторскую позицию, представлены примеры из текста, подтверждающие выдвинутые тезисы, нет замены анализа пересказом текста.
Методическая рекомендация:
обращать особое внимание на ФОРМУЛИРОВКУ вопроса!
Обратимся к анализу проблемы ВЗАИМООТНОШЕНИЯ художника и толпы. Здесь следует говорить о том, что у толпы разное отношение к художникам: тот, кто удовлетворяет их вкусам (льстит их самолюбию), заслуживает восторженных рукоплесканий: "Всё, рукоплеща, несётся за ним и мчится вслед за торжественной его колесницей". Тот, кто осмеливается высказывать критические отзывы о толпе, заслуживает лишь презрительного осуждения. Это одна из сторон "взаимоотношения". Другая сторона - отношение художника к толпе: оно неоднозначно. Художник понимает ценность своих критических творений, но он также понимает то, что толпа неспособна их оценить ("Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слёз и единодушного восторга взволнованных им душ"). Автор иронично относится к толпе, вскрывает всю пошлость реакции толпы на искусство (здесь можно привести пример реакции шестнадцатилетней девушки с закружившеюся головою и "геройским увлеченьем" летящей навстречу поразившему ее юное воображение таланту). В целом художник, вскрывающий "всю страшную, потрясающую тину мелочей", негативно относится к толпе, не способной понять, что "высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем" и незаслуженно отводящей художнику "презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество".