Почему герои пьесы Фонвизина носят столь «недворянскую» фамилию: Простаковы, и в каких произведениях русской литературы авторы используют «говорящие» фамилии в качестве средства характеристики героев?
Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься? Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну да извольте отдавать портному. Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение! Тришка. Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет. Г-жа Простакова. Еще он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился? Говори, скот. Тришка. Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего. Митрофан (вбегает). Звал батюшку. Изволил сказать: тотчас. Г-жа Простакова. Так поди же вытащи его, коли добром не дозовешься. Митрофан. Да вот и батюшка
Во многих произведениях русской классики «говорящие» фамилии являются средством характеристики героев. Например, в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» и в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Так, в пьесе «Горе от ума» А.С. Грибоедов для полной и точной характеристики героев использует «говорящие» фамилии. Характеризуя «фамусовское» общество, писатель знакомит читателя с Павлом Фамусовым и Алексеем Молчалиным. Фамилия первого персонажа связана с «молвой», то есть для Фамусова важно знать, что о нем думают другие. Иными словами, герой зависит от общественного мнения: «Ах! Боже мой! / Что станет говорить/ Княгиня Марья Алексевна!». Так как Молчалин – человек лицемерный и безнравственный, его «молчание» и отсутствие собственного мнения помогают сделать ему карьеру. Такими пороками обладает госпожа