В каких произведениях русской литературы отображены взаимоотношения «хозяев жизни» с их жертвами и в чём эти произведения можно сопоставить с пьесой М. Горького «На дне»?
Костылёв (осторожно подвигаясь к двери в комнату Пепла). Сколько ты у меня за два-то рубля в месяц места занимаешь! Кровать... сам сидишь... н-да! На пять целковых места, ей-богу! Надо будет накинуть на тебя полтинничек...Клещ. Ты петлю на меня накинь да задави... Издохнешь скоро, а всё о полтинниках думаешь .Костылёв. Зачем тебя давить? Кому от этого польза? Господь с тобой, живи, знай, в свое удовольствие... А я на тебя полтинку накину, - маслица в лампаду куплю... и будет перед святой иконой жертва моя гореть... И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже. Ведь сам ты о грехах своих не думаешь... ну вот.. Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя за-чахла от твоего злодейства... никто тебя не любит, не уважает... работа твоя скрипучая, беспокойная для всех...Клещ (кричит). Ты что меня... травить пришел? Сатин громко рычит Костылёв (вздрогнув). Эк ты, батюшка. Актёр (входит). Усадил бабу в сенях, закутал... Костылёв. Экой ты добрый, брат! Хорошо это... это зачтётся все тебе... Актёр. Когда? Костылёв. На том свете, братик... там всё, всякое деяние наше усчитывают... Актёр. А ты бы вот здесь наградил меня за доброту... Костылёв. Это как же я могу? Актер. Скости половину долга... Костылёв. Хе-хе! Ты всё шутишь, милачок, всё играешь... Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта - она превыше всех благ. А долг твой мне — это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить... Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана... Актёр. Шельма ты, старец... (Уходит в кухню.) Клещ встает и уходит в сени. Костылёв (Сатину). Скрипун-то? Убежал, хе-хе! Не любит он меня... Сатин. Кто тебя — кроме чёрта — любит...Костылёв (посмеиваясь). Экой ты ругатель! А я вас всех люблю... я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая...
К теме межличностных взаимоотношений «хозяев жизни» и их «жертв» обращались многие русские писатели, в том числе А.Н. Островский и Д.И. Фонвизин.
В драме «Гроза» Островский рисует образ города Калинова, где царят «злые нравы». «Хозяйкой жизни» здесь предстаёт ханжа Кабаниха. Одной из жертв становится юная Катерина, которая выходит замуж за сына Кабанихи – Тихона. Став зависимой от свекрови, Катерина вынуждена сносить её постоянные упрёки и необоснованную злобу по отношению к себе.
Пользование своим положением, эгоистичность, жестокость и грубость «хозяев жизни» в обращении к своим «жертвам» - главные черты, сближающие Кабаниху и семью Костылёвых.
В комедии Фонвизина «Н