В каких произведениях русских писателей представлены деспотичные, «самодурные» характеры и в чём их можно сопоставить с характерами Дикого и Кабанихи?
Действие IЯвление 5
К а б а н о в аЕсли ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.К а б а н о в
Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!К а б а н о в аНе очень-то нынче старших уважают.В а р в а р а(про себя).
Не уважишь тебя, как же!К а б а н о вЯ, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.К а б а н о в аПоверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.К а б а н о вЯ, маменька...К а б а н о в аЕсли родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А, как ты думаешь?К а б а н о вДа когда же я, маменька, не переносил от вас?К а б а н о в аМать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.К а б а н о в(вздыхая в сторону). Ах ты, господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!К а б а н о в аВедь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.К а б а н о вНешто, маменька, кто говорит про вас?К а б а н о в аНе слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори, что хочешь, про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут.К а б а н о вДа отсохни язык...К а б а н о в аПолно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.К а б а н о вВ чем же вы, маменька, это видите?К а б а н о в аДа во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.К а б а н о вДа нет, маменька! что вы, помилуйте!К а т е р и н аДля меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.К а б а н о в аТы бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.В а р в а р а(про себя).Нашла место наставления читать.К а т е р и н аТы про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.К а б а н о в аДа я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.А.Н. Островский, «Гроза».
Деспотичные и «самодурные» характеры в произведении Островского «Гроза» представлены в образах Дикого и Кабанихи. Они мешают жить окружающим. Даже близкие не могли противостоять их правилам и прихотям, все пытались жить, не вступая с ними в конфликт.
Представителем «самодурного» характера можно назвать госпожу Простакову из произведения Фонвизина «Недоросль». Она не терпит, когда ее не слушают, не выполняют её приказов, и решительно манипулирует людьми.
Работа была вытянута благодаря заключительному абзацу, где линии для сопоставления были названы.