Тема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Тема нравственного выбора поднимается М.А.Булгаковым во многих его произведениях, однако особенно остро она стоит в романе «Мастер и Маргарита», написанном в 1940 году. Примечательно то, как много раз роман переписывался и перепечатывался под разными названиями: «Черный маг», «Копыто инженера», «Сатана» и так далее. Автор пытался, как можно более точно передать замысел романа и его мистическую связь с Библейскими сюжетами (например, названия «Евангелие от дьявола» и «Кабала Святош»). Однако лишь в 1940 году Булгаков окончательно меняет заглавие, и роман получает название «Мастер и Маргарита».
Тема нравственного выбора является ключевой в романе. Каждый из героев произведения в определенный момент своей жизни должен на что-то решиться: сделать выбор между добром и злом. Однако сделать это не так-то просто, ведь Булгаков полностью переворачивает наши представления о хорошем и плохом. Так, например Воланд , оставаясь оппонентом Иешуа, предстает перед нами не ужасающим Сатаной, а, скорее, играет роль чудесного помощника из волшебной сказки или благородного мстителя из народной легенды.
Итак, каждый персонаж романа делает тот или иной выбор, И первым сложным выбором в романе является принятие Понтием Пилатом решения о казни Иешуа Га-Ноцри.
Понтий Пилат противоречив: в нем одновременно уживаются два человека. С одной стороны, обыкновенный человек, сочувствующий Иешуа, осознающий несправедливость вынесенного приговора. «Лысеющий» Понтий Пилат, терзаемый «страшными, злыми» головными болями, противопоставлен другому Пилату – государственному чиновнику, который должен неукоснительно соблюдать законы римского государства.
Душевные муки прокуратора осложняются тем, что он противопоставлен людям, окружающим его. М.Булгаков показывает это с помощью лексического повтора, постоянно встречающегося на страницах романа: «ненавистный ему Ершалаим».
Понтий Пилат действует в интересах римской власти, он боится за свою жизнь, боится за власть, карьеру, он труслив, несвободен в своем выборе, но при этом в его руках судьбы других людей. Страх и трусость заставляют его идти против совести, подавить в себе добрые начинания. Именно поэтому внутренн
2. В сочинении используются теоретико-литературные понятия для анализа произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют.
3. Текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.).
4. Сочинение характеризуется композиционной цельностью, но во вступлении отсутствует цельность, содержатся обширные рассуждения, логически не оправданные дальнейшим текстом сочинения.
5. Речевые ошибки отсутствуют.