Как в данной сцене переплетаются две темы: любовная и социальная?
Борис. Ах ты, господи! Хоть бы одним глазком взглянуть на нее! В дом войти нельзя: здесь незваные не ходят. Вот жизнь-то! Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви либо на дороге, вот и все! Здесь что вышла замуж, что схоронили – все равно. Молчание. Уж совсем бы мне ее не видать: легче бы было! А то видишь урывками, да еще при людях; во сто глаз на тебя смотрят. Только сердце надрывается. Да и с собой-то не сладишь никак. Пойдешь гулять, а очутишься всегда здесь у ворот. И зачем я хожу сюда? Видеть ее никогда нельзя, а еще, пожалуй, разговор какой выйдет, ее-то в беду введешь. Ну, попал я в городок! Идет ему навстречу Кулиги и. К у л и г и н. Что, сударь? Гулять изволите? Борис. Да, гуляю себе, погода очень хороша нынче. К у л и г и н. Очень хорошо, сударь, гулять теперь. Тишина, воздух отличный, из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое... Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне – дна '. Пойдемте, сударь, на бульвар, ни души там нет. Борис. Пойдемте! Кулигин. Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать. Только пьяного приказного2 и встретишь, из трактира домой плетется. Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так пет. У всех давно ворота, сударь, заперты, и собаки спущены... Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! Да что вам говорить, сударь! По себе можете судить. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! PI все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Ты, говорит, смотри, в людях меня да на улице, а до семьи моей тебе дела нет; на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то, сударь, ему только одному весело, а остальные волком воют. Да и что за секрет? Кто его не знает! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пискнуть не смели. Вот и весь секрет. Ну, да бог с ними! А знаете, сударь, кто у нас гуляет? Молодые парни да девушки. Так эти у сна воруют часок-другой, ну и гуляют парочками. Да вот пара! Показываются Кудряш и Варвара. Целуются. Борис. Целуются. К у л и г и н. Это у пас нужды нет. Кудряш уходит, а Варвара подходит к своим воротам и манит Бориса. Он подходит.
Сцена начинается с монолога Бориса. Герой жалеет, что не может часто встречаться с Катериной: «увидишься раз в неделю, и то в церкви либо на дороге…» Однако размышления Бориса выходят за пределы личного, он затрагивает социальные проблемы, существующие в городе. Реплики молодого человека: «Здесь что вышла замуж, что схоронили – все равно», «разговор какой выйдет, ее-то в беду введешь», помогают читателю убедиться насколько «суровы» нравы в городе Калинове. А механик-самоучка размышляет
Дополнительные методические рекомендации:
При ответе на вопрос по предложенному фрагменту рекомендуется не просто проанализировать отрывок (что в данном случае сделано хорошо!), но показать знания всего текста произведения (это рекомендация, которой следовать желательно, но не обязательно). Если следовать этой рекомендации, то хотелось бы, чтобы при характеристике появляющейся в конце предложенного фрагмента влюбленной парочки и при характеристике взаимоотношений Бориса и Катерины была затронута проблема искренности любовного чувства в создавшихся социальных условиях. По ходу развития сюжета мы понимает, что главное в этом обществе - не искренность, а лицемерие: создать видимость порядочности, устроить все так чтобы было "шито-крыто" (слова Варвары). Истинные чувства никого в этом обществе не волнуют, и истинная любовь, задавленная гнетом лицемерия, вряд ли может существовать в этом обществе - она обречена на гибель (что мы видим на примере трагической судьбы Катерины и закономерном бегстве из этого мира Бориса и Варвары).