В каких произведениях русской классики герои обращаются к воспоминаниям о прошлом и в чём этих героев можно сопоставить с персонажами пьесы «На дне»?
А н н а. Там пельмени мне оставила Квашня... возьми, поешь.К л е щ (подходя к ней). А ты - не будешь?А н н а. Не хочу... На что мне есть? Ты - работник... тебе - надо...К л е щ. Боишься? Не бойся... может, ещё...А н н а. Иди, кушай! Тяжело мне... видно, скоро уж...К л е щ (отходя). Ничего... может - встанешь... бывает! (Уходит в кухню.)А к т ё р (громко, как бы вдруг проснувшись). Вчера, в лечебнице, докторсказал мне: ваш, говорит, организм - совершенно отравлен алкоголем...С а т и н (улыбаясь). Органон...А к т ё р (настойчиво). Не органон, а ор-га-ни-зм...С а т и н. Сикамбр...А к т ё р (машет на него рукой). Э, вздор! Я говорю - серьёзно... да. Если организм - отравлен... значит - мне вредно мести пол... дышать пылью...С а т и н. Макробиотика... ха!Б у б н о в. Ты чего бормочешь?С а т и н. Слова... А то ещё есть - транс-сцедентальный...Б у б н о в. Это что?С а т и н. Не знаю... забыл...Б у б н о в. А к чему говоришь?С а т и н. Так... Надоели мне, брат, все человеческие слова... все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я... наверное, тысячу раз...А к т ё р. В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь... Я играл в ней могильщика...К л е щ (выходя из кухни). Ты с метлой играть скоро будешь?А к т ё р. Не твоё дело (Ударяет себя в грудь рукой.) «Офелия! О... помяни меня в твоих молитвах!..»
Герои пьесы Максима Горького "На дне" постоянно обращаются к воспоминаниям о прошлой жизни, в которой они не были обитателями ночлежки, а жили спокойно и полноценно.
Героиня пьесы А. Островского "Гроза" вспоминает свое детство по тем же причинам. Мама любила Катерину и баловала ее, детские годы девочки были счастливыми. Однако после замужества ее жизнь оказалась омрачена отсутствием любви и заботы мужа и издевательствами Кабанихи.
Маргарита из романа
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Согласно критериям, требуется сопоставить оба произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Безусловно, можно сопоставлять сразу все три произведения, но такое сопоставление редко выглядит полноценным и убедительным, тем более в случае сопоставления столь разных героев, как ночлежники, действительно не способные к возрождению, свободолюбивая Катерина, страдающая от недостатка искренности и любви в семье мужа, и Маргарита, ничего не знающая о судьбе пропавшего Мастера. Сопоставление должно быть более развернутым, а чтобы у экспертов не возникало ощущения, что сопоставительный анализ выполнен односторонне, лучше сопоставлять каждое из названных произведений с исходным текстом в заданном направлении.