В каких произведениях русской литературы показаны быт и нравы дворянской семьи и в чём эти произведения можно сопоставить с приведённым фрагментом?
В назначенный час, напудренный и выбритый, князь вышел в столовую, где ожидала его невестка, княжна Марья, m-lle Бурьен и архитектор князя, по странной прихоти его допускаемый к столу, хотя по своему положению незначительный человек этот никак не мог рассчитывать на такую честь. Князь, твердо державшийся в жизни различия состояний и редко допускавший к столу даже важных губернских чиновников, вдруг на архитекторе Михаиле Ивановиче, сморкавшемся в углу в клетчатый платок, доказывал, что все люди равны, и не раз внушал своей дочери, что Михайла Иванович ничем не хуже нас с тобой. За столом князь чаще всего обращался к бессловесному Михайле Ивановичу.
В столовой, громадно-высокой, как и все комнаты в доме, ожидали выхода князя домашние и официанты, стоявшие за каждым стулом; дворецкий, с салфеткой на руке, оглядывал сервировку, мигая лакеям и постоянно перебегая беспокойным взглядом от стенных часов к двери, из которой должен был появиться князь. Князь Андрей глядел на огромную, новую для него, золотую раму с изображением генеалогического дерева князей Болконских, висевшую напротив такой же громадной рамы с дурно сделанным (видимо, рукою домашнего живописца) изображением владетельного князя в короне, который должен был происходить от Рюрика и быть родоначальником рода Болконских. Князь Андрей смотрел на это генеалогическое дерево, покачивая головой, и посмеивался с тем видом, с каким смотрят на похожий до смешного портрет.— Как я узнаю его всего тут! — сказал он княжне Марье, подошедшей к нему.Княжна Марья с удивлением посмотрела на брата. Она не понимала, чему он улыбался. Все, сделанное ее отцом, возбуждало в ней благоговение, которое не подлежало обсуждению.— У каждого своя ахиллесова пятка, — продолжал князь Андрей. — С его огромным умом donner dans ce ridicule! 1Княжна Марья не могла понять смелости суждений своего брата и готовилась возражать ему, как послышались из кабинета ожидаемые шаги: князь входил быстро, весело, как он и всегда ходил, как будто умышленно своими торопливыми манерами представляя противоположность строгому порядку дома.
Быт и нравы дворянской семьи показаны во многих произведениях русской литературы.
В приведённом фрагменте мы видим роскошную жизнь дворян, их благосостояние, показанное в описании дома и интерьера: "В столовой, громадно-высокой, как и все комнаты в доме...", "Князь Андрей глядел на огромную, новую для него, золотую раму...". Что касается нравов дворянства, автор показал князя человеком, стремящимся сблизиться с простым народом: "...на архитекторе Михайле Ивановиче... доказывал, что все люди равны..., что Михайла Иванович ничем не хуже нас с тобой".
2. Названо произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, но авторская позиция искажена.
3. Для аргументации текст одного выбранного произведения (повести Карамзина) привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст другого выбранного произведения не привлекается.
4. Речевых и логических ошибок нет.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ: согласно новым критериям, в заданиях сопоставительного типа (№ 9 и 16) не требуется приводить аргументы из предложенного для анализа отрывка, так как эти аргументы Вы должны приводить в предыдущем задании (№ 8 и 15). Главный критерий оценивания - сопоставление выбранных Вами двух произведений с исходным текстом по заданному направлению анализа. Требуется также сопоставление выстраивать на анализе важных фрагментов, образов и деталей из тех произведений, которые Вы выбрали.