Кто из русских драматургов не использовал в своих пьесах паузы и в чём новаторство А. П. Чехова, сделавшего паузу одной из самых частотных ремарок?
«Вишнёвый сад» А.П. Чехов
Г а е в (негромко, как бы декламируя). О природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная, ты, которую мы называем матерью, сочетаешь в себе бытие и смерть, ты живишь и разрушаешь...
В а р я (умоляюще). Дядечка!
А н я. Дядя, ты опять!
Т р о ф и м о в. Вы лучше жѐлтого в середину дуплетом.
Г а е в. Я молчу, молчу.
Все сидят, задумались. Тишина. Слышно только, как тихо бормочет Фирс. Вдруг раздаѐтся отдалѐнный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный.
Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Это что?
Л о п а х и н. Не знаю. Где-нибудь далеко в шахтах сорвалась бадья. Но где-нибудь очень далеко.
Г а е в. А может быть, птица какая-нибудь... вроде цапли.
Т р о ф и м о в. Или филин...
Л ю б о в ь А н д р е е в н а (вздрагивает). Неприятно почему-то.
Пауза.
Ф и р с. Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь.
Г а е в. Перед каким несчастьем?
Ф и р с. Перед волей.
Пауза.
Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Знаете, друзья, пойдѐмте, уже вечереет. (Ане.) У тебя на глазах слѐзы... Что ты, девочка? (Обнимает еѐ.)
А н я. Это так, мама. Ничего.
Т р о ф и м о в. Кто-то идѐт.
Показывается прохожий в белой потасканной фуражке, в пальто; он слегка пьян.
П р о х о ж и й. Позвольте вас спросить, могу ли я пройти здесь прямо на станцию?
Г а е в. Можете. Идите по этой дороге.
П р о х о ж и й. Чувствительно вам благодарен. (Кашлянув.) Погода превосходная... (Декламирует.) Брат мой, страдающий брат... выдь на Волгу, чей стон... (Варе.) Мадемуазель, позвольте голодному россиянину копеек тридцать...
Варя испугалась, вскрикивает.
Л о п а х и н (сердито). Всякому безобразию есть своѐ приличие!
Л ю б о в ь А н д р е е в н а (оторопев). Возьмите... вот вам... (Ищет в портмоне.) Серебра нет... Всѐ равно, вот вам золотой...
П р о х о ж и й. Чувствительно вам благодарен! (Уходит.)
С помощью пауз А.П. Чехов в своих пьесах подчеркивает роль молчания как ответной психологической реакции персонажа на речевой факт или действие. Кроме того, это средство формирования подтекста сближает нормы бытового поведения героев с литературным языком. Рассмотрим, кто из русских классических авторов не использует паузы в своих пьесах.
Например, этот вид ремарки отсутствует в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». На протяжении сюжета пьесы автор по-разному подчеркивает эмоциональные реакции героев на происходящее: персонажи говорят «разнежась», «с досадою», «со злобою». Как и в комедии Чехова, в работе Фонвизина используется прием продолжительного молчания внутри диалога. Например, ремарка «долго смотря» подчеркивает замешательство Простакова, которому трудно дается чтение письма Софье. Однако, в отличие от комедии «Вишнёвый сад», где среди авторских пояснений пауза используется чаще всего и выполняет сюжетно-композиционн
2. Названо второе произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена.
3. Для аргументации тексты двух выбранных произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют.
4. Логических и речевых ошибок нет.