Справедливы ли слова критика Н.Н. Страхова о том, что «злоба Базарова – это только оборотная сторона его жажды любви к людям»?
Базаров, герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», каков же Евгений все-таки? Может быть его злоба, которая так очевидно проявляется в романе, лишь обратная сторона его истинного человеколюбия, жажды любви к людям?
Конечно, нигилизм, которого так яро придерживается Базаров, - агрессивная философия, категоричная и сугубо материалистичная. В соответствии с ней Базаров ведет себя очень дерзко. Многие его высказывания, на первый взгляд, грубы и полны ненависти ко всему. Его слова: «Рафаэль гроша медного не стоит», «природа не храм, а мастерская» - звучат очень самоуверенно, цинично и осуждающе. Но Базаров не всегда так злобен, как может показаться на первый взгляд. В нем есть и доброе начало, воплощением которого становится любовь к людям. Это двойственность объясняется противоречивостью характера Базарова. В нем тесно переплетаются максимализм отрицания и самоотверженная душа, революционность и человечность. Так в каких же моментах проявляется его жажда любви к людям?
Базаров бескорыстно лечит крестьян вместе со своим отцом, Василием Ивановичем. Евгений вообще легко общается с людьми, стоящими ниже его по социальному статусу. В нем нет никакой предвзятости и злобности, поэтому сами крестьяне испытывают к нему доверие: «они чувствовали, что он все-таки свой брат, не барин...». Фенечка называет Базарова добрым. Это все говорит о том, что в Евгении есть та душевность, располагающая к себе окружающих. Человек, не любящий людей, не смог бы возбудить в других искреннее доверие.
В душе Базарова действительно есть что-то теплое, что может привлекать не только взрослых людей, но и даже детей. Так, например, при знакомстве Базарова и Фенечки, он просит взять к себе на руки ее сына Митю, а тот в свою очередь «к удивлению, Фенечки и Дуняши, не
2. Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. (в сочинении по лирике привлекается не меньше трёх стихотворений), фактические ошибки отсутствуют.
3. Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют.
4. Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть логические нарушения (см. комментарий к вступлению).
5. Допущено 2 речевые ошибки.