В чем особенность психологизма Тургенева и кто из русских классиков близок ему по способам изображения личности героя?
Павел Петрович вышел, а Базаров постоял перед дверью и вдруг воскликнул: «Фу ты, черт! как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали! Ученые собаки так на задних лапах танцуют. А отказать было невозможно; ведь он меня, чего доброго, ударил бы, и тогда... (Базаров побледнел при одной этой мысли; вся его гордость так и поднялась на дыбы.) Тогда пришлось бы задушить его, как котенка». Он возвратился к своему микроскопу, но сердце у него расшевелилось, и спокойствие, необходимое для наблюдений, исчезло. «Он нас увидел сегодня, — думал он, — но неужели ж это он за брата так вступился? Да и что за важность поцелуй? Тут что-нибудь другое есть. Ба! да не влюблен ли он сам? Разумеется, влюблен; это ясно как день. Какой переплет, подумаешь!.. Скверно! — решил он наконец, — скверно, с какой стороны ни посмотри. Во-первых, надо будет подставлять лоб и во всяком случае уехать; а тут Аркадий... и эта божья коровка, Николай Петрович. Скверно, скверно».
День прошел как-то особенно тихо и вяло. Фенечки словно на свете не бывало; она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке. Николай Петрович имел вид озабоченный. Ему донесли, что в его пшенице, на которую он особенно надеялся, показалась головня. Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью. Базаров начал было письмо к отцу, да разорвал его и бросил под стол. «Умру, — подумал он, — узнают; да я не умру. Нет, я еще долго на свете маячить буду». Он велел Петру прийти к нему на следующий день чуть свет для важного дела; Петр вообразил, что он хочет взять его с собой в Петербург. Базаров лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны... Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с черными усиками, и эта кошечка была Фенечка; а Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он все-таки должен был драться. Петр разбудил его в четыре часа; он тотчас оделся и вышел с ним
Психологизм Тургенева можно назвать «скрытым». Автор никогда не раскрывает характер и мировоззрение героя напрямую, он дает возможность самому читателю угадать их по некоторым внешним проявлениям. Иван Сергеевич сторонился личной оценки персонажа, давая ему возможность самому выразить себя и свои чувства в диалогах, спорах и поступках. Это прослеживается в данном отрывке. Во внутренних монологах Базарова передано его нервозное суетливое состояние, которое, по мнению героя, ему не характерно. Даже во сне он не может собраться с мыслями, герой рассеян и выведен из равновесия.
А. С. Пушкин близок Тургеневу по способам изображения личности героев. Чувства и переживания персонажей спрятаны глубоко в них самих и раскрываются благодаря авторским
2. Названо произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена.
3. Для аргументации текст романа Ф.М. Достоевского привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов и микротем; текст А.С. Пушкина – на уровне общих рассуждений о содержании, отсутствуют примеры из текста.
4. Отсутствуют логические и речевые ошибки.