1605-1613
Период в русской истории, длившийся с 1605 по 1613 год, был Смутным временем в истории. На этот период приходится частая смена правителей, в том числе правительства, названного семибоярщиной и появление двух самозванцев, выдававших себя за выжившего царевича Дмитрия. Кроме того, на это время приходится польско-шведско-литовская интервенция.
После смерти Бориса Годунова в 1605 году русский престол перешел к его сыну Федору. Впрочем, долго его правление не продолжилось. В ходе восстания, спровоцированного вошедшим в Москву Лжедмитрия I, Федор и его мать Мария Годунова были убиты, и династия Годуновых прервалась. На трон сел Лжедмитрий. Причин его возвышения было несколько. Во-первых, страна переживала кризис, охвативший все сферы жизни, усугубленный голодом 1601-1603гг. Нестабильность экономики и социальные конфликты люди того времени объясняли, как Божью кару за неправедные действия незаконного, «безродного» царя — Бориса Федоровича Годунова. И поэтому после его смерти в Лжедмитрии I, народ увидел силу, способную прервать ненавистную династию. Мать царевича Дмитрия Мария Нагая признала в Лжедмитрии I своего сына. Кроме того, Василий Шуйский, ранее подтвердивший смерть царевича, теперь изменил свои показания и заявил, что Дмитрий остался жив. Таким образом, для народа Лжедмитрий стал «законным» царем в отличии от «безродного» Годунова. Сын Бориса Годунова, Федор Борисович, не имел ни опыта, ни авторитета, чтобы удержать власть. А Лжедмитрий I рассылал повсюду «прелестные грамоты». В них он обличал Годуновых, обещал всем то, чего хотели в России: боярам — прежнюю честь, дворянам — милости и отдых от службы, торговым людям — льготы и облегчение от податей, всему народу — милости, покой, «тишину» и благоденствие. Во-вторых, Лжедмитрий заручился поддержкой Речи Посполитой – польскому королю в случае захвата власти он обязался передать Чернигово-Северские земли и сокровища царской казны, своей невесте Марине Мнишек, дочери сандомирского воеводы Юрия Мнишека, должна была отойти Новгородская земля, поддержавшим его польским магнатам поклялся возместить их затраты на содержание наемников. Приняв тайно католичество, Отрепьев заручился поддержкой Папы Римского. Однако, получив власть, он не торопился исполнять данные полякам обещания. Недовольные сложившимся положением поляки наводнили Москву. Перестав подчиняться царю, они вскоре вызвали большое недовольство населения. Недоволен народ был и самим новоявленным государем. Тот не соблюдал устоявшихся русских традиций, более того, был католиком и вообще не оправдывал ожиданий народа. Вскоре, уже в 1606 году, в Москве снова вспыхнуло восстание, инициированное боярской группировкой во главе с Василием Шуйским. Лжедмитрий и некоторые его сподвижники были убиты.
Теперь у власти встал царь из боярской среды – Василий Шуйский. Но и это не принесло стране спокойствия. Вскоре на юге страны вспыхнуло восстание Ивана Болотникова. По России поползли слухи, что во дворце был убит не Дмитрий, а настоящий, истинный царь все еще жив. Болотников выдавал себя за воеводу Дмитрия Ивановича, говоря, что сам государь придет следом за ним. Восставшие имели не однородный состав. Войско было объединено из двух повстанческих армий - сформированная под Ельцом армия, состоящая в основном из дворян под руководством Истомы Пашкова и Прокопия Ляпунова присоединилась к армии, в которую входили в основном казаки, беглые холопы, крестьяне сформированной в Путивле под предводительством Болотникова. Таким образом, в армии было единство в своем неприятии новоизбранного царя, но социальные устремления были различны. Осада восставшими Москвы длилась пять недель. Неудачи в ней, а также то, что дворянская часть войска не понимала стремлений и целей крестьян, привели к тому, что дворяне во главе с Пашковым перешли на сторону царя. После поражения в решающей битве в декабре 1606 года войска восставших были разбиты и вынуждены отойти к Калуге и Туле. И, если Калугу царские войска взять не смогли, то Тула после того, как Шуйский приказал соорудить на реке плотину, была затоплена и сдана. Болотников сложил оружие, поверив в обещания правительства оставить ему жизнь. Однако он был сослан в монастырь, где вскоре утоплен.
Несмотря на поражение восстания, слухи о спасении царевича Дмитрия не утихали. В 1607 году в Стародубе появился новый самозванец, получивший прозвище «Тушинский вор», обосновавшись со своим «двором» в селе Тушино в 20 километров от Москвы. С этого времени в России образовалось своеобразное двоевластие, в стране было два центра: Москва и Тушино, и два царя, хотя один из них и не был венчан на царство. У Лжедмитрия был даже свой патриарх, которым он назначил возвращенного из ссылки первым самозва