1389-1462
Период в русской истории, длившийся с 1389 по 1462 год, был временем борьбы Руси с Литвой с одной стороны и Золотой Ордой с другой. Во второй половине периода имела место феодальная война между московским князем Василием II и звенигородским-галицким князем Юрием Дмитриевичем.
В 1389 году, после смерти Дмитрия Донского, престол занял его сын Василий. В период его правления обострились отношения Руси и Литвы, правители которой приняли католичество и стремились подчинить себе все независимые русские княжества. И несмотря на то, что еще до вступления Василия на московский престол он долго скрывался от Орды в Литве и даже женился на дочери литовского князя Витовта Софье, между ними всегда было противостояние, вызванное борьбой за влияние на свободных землях, впрочем, не доходившее до реальных вооруженных столкновений.
На отношения Руси и Орды оказал большое влияние разгром хана Тохтамыша среднеазиатским правителем Тимуром (Тамерланом). Подчинив себе всю Среднюю Азию и часть Северного Кавказа, он напал на Золотую Орду и в 1395 году разгромил войска Тохтамыша. Тохтамыш бежал в Литву, а Тамерлан двинулся на Русь. Впрочем, дойдя до города Ельца, его войска неожиданно развернулись обратно. Это чудо народ приписал древней и почитаемой Владимирской иконе Богоматери, которую привезли из ее родного города и вынесли впереди готовившихся к бою русских полков. На самом же деле, такое изменение был вызвано тем, что Тимур собирался, в первую очередь, подчинить себе Орду, и изнурительной борьбы с Русью не было в его планах.
Победа Тамерлана и бегство Тохтамыша привели к смутам в Орде, что позволило Руси на время отказаться от уплаты дани и поездок в Орду за ярлыками.
Бежавший из Орды Тохтамыш, обретя союзника в лице литовского князя Витовта, вместе с Литвой готовился нанести удар по Руси. Вскоре Литва присоединила к себе Смоленское и Полоцкое княжества, однако после поражения, которое Витовт и Тохтамыш потерпели от нового ордынского хана в 1399 году на реке Вороксле их натиск был сильно ослаблен, а Тохтамыш бежал в Сибирь и вскоре был там убит. Дальнейшая же борьба Литвы с Русью не привела к победе ни одной из сторон, а наступление монгольского темника Едигея на Русь и рыцарей Тевтонского Ордена на Литву и Польшу заставила враждующие стороны примириться.
Нашествие ордынцев, вошедшее в историю под именем «Едигеева рать», произошло зимой 1408 года и было столь стремительным и разрушительным для Руси, что историки сравнивают его с нашествием Батыя. Несмотря на то, что каменный московский кремль выдержал осаду, а Едигей ушел обратно в Орду из-за начавшейся там распри, это нашествие показало, что Орда в тот период была настолько сильна, что Василий был вынужден отправиться в Орду и пообещать продолжить выплату дани.
Борьба с внешними врагами для Москвы была невозможна без внутреннего усиления, без расширения своих границ, без увеличения своего влияния на Руси. Этому способствовала не только политическая деятельность русских князей, но и духовная жизнь на Руси. Именно на этот период приходится, например, монастырская колонизация русских земель, в ходе которой монастыри появляются в малоосвоенных на тот момент землях. Еще знаменитый и почитаемый по всей Руси Сергий Радонежский, основавший Троице-Сергиев монастырь, поддерживал московских князей в деле объединения русских земель и борьбе с ордынской зависимостью. Так же, как Троице-Сергиев монастырь, в русских лесах начинает разрастаться множество монастырей, основанных учениками и соратниками Сергия. Так, в 1397 году уходит на Белое озеро монах московского Симонова монастыря Кирилл, бывший «собеседником» Сергия. Там, на берегу озера, он ставит вместе со своим товарищем Ферапонтом келью, и со временем место их пристанища становится огромным монастырем. Финансируемый московскими князьями как важный форпост, Успенский (Кирилло-Белозерский) монастырь будет вскоре окружен стенами, способными выдержать серьезную осаду, например, осаду польско-литовских войск в годы Смутного времени. Покинувший же Белое озеро через год после основания монастыря Ферапонт основал еще один монастырь – монастырь Рождества Богородицы, названный позже Ферапонтовым. Таким образом, большая часть Руси была заселена монахами, во власти которых оказывались прилежащие земли с выраставшим на них хозяйством.
К концу княжения Василия Дмитриевича еще более возросла власть великого князя московско-владимирского. По размерам принадлежащей ему территории он неизмеримо превосходил всех остальных князей. Те князья, которые сохраняли пока свой суверенитет, за редким исключением, вынуждены были повиноваться ему. Некоторые князья перешли на положение великокняжеских слуг, получали назначения воеводами и наместниками, хотя
С уважением, Вера Ал.