1019-1054
Период русской истории, длившийся с 1019 по 1054 годы, был периодом правления князя Ярослава Владимировича. Это было время расцвета русской культуры, в которое строилось множество храмов, и появлялись первые на Руси письменные тексты, такие, как «Слово о законе и благодати», написанное митрополитом Иларионом в 1038 году.
Князь Ярослав Владимирович, взошедший на киевский престол в 1019 году, известен теперь с прозвищем Мудрый. Бытует мнение, что так его прозвали современники за мудрое и плодотворное правление, однако, на самом деле, это прозвание закрепилось за ним лишь в 60-х годах 19 века. Перед тем, как прийти к власти, ему пришлось поучаствовать в междоусобице, разгоревшейся между сыновьями Владимира Святославича после его смерти. В последнем сражении с братом Святополком на реке Альта в 1019 году Ярослав берет верх, Святополк бежит за пределы Руси и умирает в пути. Ярослав садится княжить в Киеве. В 1023 году начинается война между Ярославом и его братом Мстиславом Тмутараканским, Ярослав проигрывает, и братья заключают договор, согласно которому Русь делится на две части: в Киеве и Новгороде правит Ярослав, в Чернигове и Тмутаракани – Мстислав. Страна вновь объединяется под управлением Ярослава только после смерти Мстислава в 1036 году.
Перед Ярославом стояла задача избавления русских земель от частых набегов печенегов из степей, и он справился с ее выполнением. В 1036 году он окончательно разбил печенегов под Киевом, и эта битва стала последним сражением русских войск с печенегами. В 1037 году Ярослав в честь этой победы заложил в Киеве собор Святой Софии, копируя Константинополь, центром которого тоже был Софийский собор. После этого Ярослав строит Золотые Ворота, а по обеим сторонам от них появляются монастыри святых Георгия и Ирины, названные в честь святых покровителей самого Ярослава (в крещении – Георгия) и его жены, шведской принцессы Индигерды (в крещении – Ирины). Такая структура города тоже повторяла структуру Константинополя, который, в свою очередь, копировал Иерусалим – главный христианский город. Такими своими действиями Ярослав подчеркивал, что теперь Киев – преемник Иерусалима. Это станет особенно важным в 15 веке, когда Византийская империя падет, и Русь вместе с небольшими частями бывшей империи останется одним из немногих православных государств мира.
Пока же Ярослав занимается продвижением христианской веры на своей земле. Во время правления Ярослава на Руси появляются первые монастыри и огромное количество церквей – вслед за Софийским собором в Киеве началось строительство Софийских соборов в Новгороде и Полоцке.
Русь постепенно обретает независимость от Византийской церкви. Так, в 1051 году Иларион Киевский становится первым митрополитом славянского происхождения, будучи избранным без ведома Константинопольского патриарха. До этого времени Иларион был священником в княжеской церкви в селе Берестово под Киевом, и в это время стал автором «Слова о законе и благодати», которое произнес при освящении Софийского собора. В «Слове о законе и благодати» Иларион утв