(1)Что означает слово циник? (2)В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово циничный определяется как «бесстыдный», а цинизм — как «пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство».
(З)Неужели кто-то из нас сознательно хочет быть или выглядеть бесстыдным?! (4)Ведь бесстыдство несовместимо с любовью. (5)Не стыдятся лишь того, кого не любят, кого не уважают, к кому выражают скверное отношение. (б)Недаром в русской культурной традиции стыд всегда соседствовал с совестью: «Ни стыда ни совести!» — гласит известное народное порицание человека с циничным поведением. (7)А переступает человек границу добра и зла чаще всего через слово — через неправильное, неподобающее, противоестественное употребление слов, через ненормативную лексику, то есть через скверные слова! (8)От этого и само такое переступление (или проще — преступление) норм общественной морали называется сквернословием.
(9)Представьте, дорогие друзья, что кто-либо из вас идёт по улице в чистой, опрятной, новой одежде. (10)И вдруг кто-то по неосторожности или намеренно обдаст вас грязью. (11)Ваша одежда вдруг примет совсем другой вид, и Вы сами почувствуете себя по-другому. (12)Неужели вам сразу же не захочется омыть своё лицо и руки, очистить свою одежду от этой грязи?!
(13)Но и душа человека имеет свою невидимую для глаза, но ощутимую для внутреннего чувства одежду. (14)Одежда души каждого человека обдаётся скверной, когда человек слышит сквернословие. (15) Впрочем, раз человек идёт в очень грязной одежде или привык всегда ходить только в грязной одежде, то ещё какое-то количество грязи, может быть, не так огорчит его, как человека, привыкшего ходить в чистой и опрятной одежде...
(16)Как считал Д.С. Лихачев, «вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит». (17)Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
(18)Как научиться высокой культуре речи, то есть доброречию?
(19)Для этого необходимо не только знать правила и нормы русского языка. (20)Не менее важно — читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности! (21)Русская литература очень богата словесными сокровищами. (22)Читая вслух лучшие произведения русских поэтов и писателей, переписывая их под диктовку, изучая содержание этой литературы, можно постепенно и самому научиться правильно писать и говорить чистым и красивым языком.
(23)И напротив, если слух наш будет постоянно воспринимать только косноязычные фразы, сленг, жаргон, блатной язык и ненормативную лексику, то о какой культуре речи можно говорить? (24)И как наше слово отзовётся в окружающем мире?
(По Б. Пивоварову)
В предложенном для анализа тексте поднимается проблема культуры речи. Как научиться говорить и писать красивым и чистым языком? Как речь характеризует человека?
Данная проблема относится к категории нравственных. С целью её иллюстрации Б. Пивоваров приводит слова Д.С. Лихачёва: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Более того, автор текста прибегает к сравнению грязной одежды с душой, очернённой сквернословием. Это сравнение уместно, оно придаёт авторской речи выразительность.
Писатель убеждён, что ненормативная лексика, «косноязычные фразы» разрушают личность человека. Необходимо заботиться о культуре речи. Для этого важно знать нормы и правила русского языка и изучать содержание классической литературы.
Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, сквернословие пагубно влияет на моральное здоровье людей.
Многие произведения русских авторов посвящены проблеме культуры речи. Одним из наиболее ярких примеров явля