(1)Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерёшься
через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь
около самой воды, почувствуешь себя как бы
в отгороженном от остального земного пространства мире.
(2)У черёмух выросли до своей величины будущие ягоды. (3)Теперь они
гладкие, жёсткие, всё равно как вырезаны из зелёной кости и отполированы.
(4)Листья ракиты повёрнуты то своей ярко-зелёной, то обратной, матовой,
серебряной стороной, отчего всё дерево, вся его крона, всё, так сказать, пятно
в общей картине кажется светлым. (5)У кромки воды растут, наклонясь в сторону,
травы. (6)Кажется даже, что дальше травы привстают на цыпочки, тянутся изо всех
сил, чтобы обязательно, хотя бы
из-за плеч, поглядеть в воду. (7)Тут и крапива, тут и высоченные зонтичные,
названия которым здесь у нас никто не знает.
(8)Но больше всех украшает наш замкнутый земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами. (9)То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но собрались цветы на стебле в бесчисленном множестве и образуют пышную, белую, слегка желтоватую шапку растения. (10)А так как его стебли никогда не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются, и вот уже как бы белое облако дремлет среди неподвижной лесной травы. (11)Ещё и потому невозможно не залюбоваться этим растением, что едва лишь пригреет солнце, как от белого цветочного облака поплывут во все стороны незримые клубы, незримые облака крепкого медвяного аромата.
(12)Глядя на белые пышные облака цветов, я часто думал о нелепости положения. (13)Я вырос на этой реке, чему-то меня учили в школе. (14)Цветы эти я вижу каждый раз, и не просто вижу, а выделяю из всех остальных цветов. (15)А вот спроси меня, как они называются, – не знаю, почему-то ни разу не слыхал их названия и от других, тоже здесь выросших людей. (16)Одуванчик, ромашка, василёк, подорожник, колокольчик, ландыш – на это нас ещё хватает. (17)Эти растения мы ещё можем называть по имени. (18)Впрочем, зачем же сразу обобщать, – может быть, один лишь я и не знаю? (19)Нет, кого бы я ни расспрашивал в селе, показывая белые цветы, все разводили руками:
– (20)Кто их знает! (21)Полно их растёт: и на реке, и в лесных оврагах. (22)А как называются?.. (23)Да тебе на что? (24)Цветы и цветы, их ведь не жать, не молотить. (25)Нюхать и без названия можно.
(26)Мы вообще-то, я бы сказал, немного равнодушны ко всему, что окружает нас на земле. (27)Нет, нет, конечно, мы часто говорим, что любим природу: эти перелески, и холмы, и роднички, и огневые, на полнеба, летние тёплые закаты. (28)Ну и собрать букет цветов, ну и, конечно, прислушаться к пению птиц, к их щебетанию в золотых лесных верхах в то время, когда сам лес ещё полон темно-зелёной, чёрной почти прохлады. (29)Ну и сходить по грибы, ну и поудить рыбу, да и просто полежать на траве, глядя вверх на плывущие облака.
«(30)Послушай, а как называется трава, на которой ты теперь так бездумно и так блаженно лежишь?» – «(31)То есть как это как? (32)Трава. (33)Ну там… какой-нибудь пырей или одуванчик». – «(34)Какой же тут пырей? (35)Тут вовсе нет никакого пырея. (36)Всмотрись повнимательнее. (37)На месте, которое ты занял своим телом, растёт десятка два разнообразных трав, и ведь каждая из них чем-нибудь интересна: то ли образом жизни, то ли целебными для человека свойствами. (38)Впрочем, это уж вроде как бы непостижимая для нашего ума тонкость».
(По В.А. Солоухину*)
* Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) – русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».
В чем заключается равнодушное отношение к природе? Именно эту проблему ставит Владимир Алексеевич Солоухин.
В предложенном нашему вниманию тексте Солоухин говорит о том, что человек любит природу тогда, когда она приносит ему удовольствие, когда он любуется, наслаждается ее красотой (предложения 27-29). Но также автор убежден, что эта любовь к природе ограничена и человек не интересуется ею, если он не может ее как-то использовать (предложения 20-25).
Авторская позиция заключается в том, что мы, люди, равнодушны ко всему, что "окружает нас на земле", и склонны лишь к "слепому" наслаждению природой.
Я согласна с точкой зрения автора и убеждена, что равнодушие - особая черта человека, которая может проявляться в различных формах, не только по отношению к природе.
Вспомним рассказ Джека Лондона "Убить человека". В нем главная героиня делает вид, что с пониманием относится к проблеме неопытного грабителя, а в действительности делает все, чтобы