(1)Вот пишут: малая родина... (2)Что же это такое? (3)Где ее границы? (4)Откуда и докуда она простирается?
(5)По-моему, малая родина — это окоём нашего детства.(6) Иными словами, то, что способно объять мальчишеское око. (7)И что жаждет вместить в себя чистая, распахнутая душа. (8)Где эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от нахлынувшего восторга.(9) И где впервые огорчилась, разгневалась или пережила свое первое потрясение.
(10)Тихая деревенская улица, пахнущий пряниками и кожаной обувью тесный магазинчик, машинный двор за околицей, куда заманчиво пробраться, тайком посидеть в кабине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повздыхать запах наработавшегося мотора; туманное таинство сбегающего под гору колхозного сада, в сумерках которого предостерегающе постукивает деревянная колотушка, гремит тяжелой цепью рыжий репьистый пес. (11)За садом — змеистые зигзаги старых, почти изгладившихся траншей, поросших терновником и лещиной, которые, однако, и поныне заставляют примолкнуть, говорить вполголоса... (12)И вдруг, снова воротясь к прежнему, шумно, наперегонки умчаться в зовущий простор луга с блестками озерков и полузаросших стариц, где, раздевшись донага и взбаламутив воду, майкой начерпать в этом черном киселе чумазых карасей пополам с пиявками и плавунцами. (13)И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки, в корявую и петлючую неразбериху.(14) И если не жалеть рубах и штанов, то можно продраться к старой мельнице с давно разбитой плотиной и обвалившейся кровлей, где сквозь обветшалые мостки и в пустые проемы буйно бьет вольный кипрей. (15)Здесь тоже не принято говорить громко: ходит молва, будто и теперь еще в омуте обретается мельничный водяной, ветхий, обомшелый, и будто бы кто-то слыхал, как он кряхтел и отдувался в кустах, тужась столкнуть в омут теперь уже никому не нужный жернов. (16)Как же не пробраться туда и не посмотреть, страшась и озираясь, лежит ли тот камень или уже нет его...(17) За рекой — соседняя деревня, и забредать за реку не полагается: это уже иной, запредельный мир.(18) Там обитают свои вихрастые окоемщики, на глаза которых поодиночке лучше не попадаться... (19)Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (20)Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день, пока не падет солнце, набегаться, наоткрывать и на-впечатляться до того предела, когда уже за ужином безвольно начнет клониться опаленная солнцем и вытрепанная ветром буйная молодецкая головушка, и мать подхватывает и несет исцарапанное, пахнущее рогозом и подмаренником, отрешенное, обмякшее чадо к постели, как с поля боя уносит павшего сестра милосердия.(21) И видится ему сон, будто взбирается он на самое высокое дерево, с обмирающим сердцем добирается до вершинных ветвей, опасно и жутко раскачиваемых ветром, чтобы посмотреть: а что же там дальше, где он еще не бывал? (22)И вдруг что-то ломко хрустит, и он с остановившимся дыханием кубарем рушится вниз. (23)Но, как бывает только во снах, в самый последний момент как-то так удачно расставляет руки, подобно крыльям, ветер упруго подхватывает его, и вот уже летит, летит, плавно и завораживающе набирая высоту и замирая от неописуемого восторга. (24)Малая родина — это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения.
(Евгений Иванович Носов)
Говорят, в жизни подобное познаётся подобным. Чтобы понять, за какую Родину погибали наши прабабушки и прадедушки в Великую Отечественную, надо сперва представить свою малую родину. Так вот вопросом: «Какова она, малая родина?» ― задаётся писатель Евгений Носов в одном из своих сочинений.
За доказательством, как волнует эта тема автора, не стоит далеко ходить. Он прям так и пишет с первых строк: «Что такое малая родина? Где её границы? Откуда и куда она простирается?» Дальше писатель раскрывает картину своего детства: это и «тихая деревенская улица», и «тесный магазинчик», и «машинный двор», и многое, многое другое, где «душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от нахлынувшего восторга», где «разгневалась или пережила своё первое потрясение». Далее, отвечая на вопрос, какова наша малая родина, Евгений Носов описывает мальчишку, набегавшегося так, что прям за ужином голова его клонится ко сну. Но и во сне ждёт приключение ― падение с высокого дерева. Однако, добрая сила подхватывает его ― он летит! Отсюда писатель делает заключение, впечатления нашей малой родины таковы, что «она на всю жизнь одаряет нас крыльями вдохновения».
Теперь совершенно ясно мнение автора: «Малая родина ― это окоём нашего детства. Иными словами, то, что способно объять мальчишеское око».
Я абсолютно согласен с этим утверждением. Действительно, вспомнив себя мальчишкой или девчонкой, мы и нашу малую родину вспоминаем. Ведь детство связано с небольшим пространством Родины, будь то городской двор, дачный посёлок, деревня