Как в данной сцене проявляется внутренняя противоречивость Лопахина?
Лопахин родился в крестьянской среде: «Отец мой, правда, мужик был», однако сейчас он является человеком богатым, состоятельным купцом. Эти обстоятельства порождают в нем внутреннюю двойственность.
С одной стороны, он не стесняется своего происхождения, прямо говорит, что «ежели подумать и разобраться», то он сам «мужик мужиком». С другой, в своем внешнем виде Лопахин стремится выглядеть согласно нынешнему статусу, чем противоречит наставлениям, которые дает Дуняше. Укоряя девушку за то, что она одевается, «как барышня», он будто забывает про свой белый жилет и желтые башмаки и произносит: «надо себя помнить», подразумевая память о своем происхождении. Это несоответствие не является признаком двуличия, наоборот, в своих словах и действиях герой искренен. Разговаривая с Дуняшей в самом начале почти на равных, делясь с ней своими воспоминаниями и мыслями, он, между тем, чувствует за собой право отдавать ей приказания: «И квасу мне принесешь».
Таким образом, в рассмотренных примерах из приведенного эпизода несколько раз проявляется внутренняя противоречивость, свойственная Лопахину (не отказываясь от своих корней, он все же испытывает некий комплекс «мужика»).
В каких произведениях отечественной классики изображены предприимчивые люди и в чём их можно сопоставить с Лопахиным?
Во многих произведениях русской классики изображены предприимчивые люди.
В качестве примера обратимся к роману Гончарова «Обломов». Один из главных героев произведения – Андрей Штольц, человек деятельный, трудолюбивый и активный, живет согласно заветам своего отца. Расчетливый и целеустремленный, с сильным характером, он, подобно Лопахину, самостоятельно завоевывает себе место в этой жизни. Как и Ермолаю Алексеевичу, Штольцу при этом удается не терять душевной искренности, сохранять готовность помогать другим, например, своему другу Обломову (герой «Вишневого сада» же, например, дает Раневской и Гаеву советы, которые могли бы спасти их от вынужденной продажи земли).
Сергей Платонович Мохов является героем романа Шолохова «Тихий Дон». Он богатый купец, человек предприимчивый и постоянно занятый делами. Как и Лопахин, он имеет цепкий ум, смекалку и ловкость, что позволяет ему приумножать свое имущество. В наследство ему достается совсем немногое, поэтому Мохову, несмотря на долгую историю рода, приходится самостоятельно наживать состояние. С героем «Вишневого сада» его сближает также трудолюбие и практическая хватка.
Таким образом, мы рассмотрели и сопоставили несколько примеров из русской классики, изображающих тип предприимчивого человека.
Что даёт основание отнести рассматриваемое стихотворение А.А. Блока к философской лирике?
В данном стихотворении Блок обращается к исторической теме – Куликовской битве 1380 года.
Лирический герой видит мглу, которая «взошла и расточилась» над местом великого сражения, в ее образе ему чудится предзнаменование начала «высоких и мятежных дней». Первая строчка («Опять над полем Куликовым…») подчеркивает цикличность исторических событий. Куликовская битва здесь становится символом вечной борьбы России с препятствиями на пути к свободному и светлому будущему. Тот факт, что стихотворение написано в 1908 году – между двумя революциями 1905 и 1917 годов, подтверждает верность данной трактовки.
Таким образом, символичность положенного в основу сюжета и выбранная поэтом тема исторического пути страны позволяют причислить данное стихотворение к философской лирике.
Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в чём их произведения сопоставимы с приведённым стихотворением А.А. Блока?
Многие русские поэты обращались к теме русской истории.
В качестве примера приведем стихотворение Лермонтова «Бородино». Рассказывая о великом сражении, герой, бывалый солдат, воспевает не только подвиг русских воинов, этих «богатырей», в прошлом, но и сравнивает их с новым поколением, подчеркивая изменение мировосприятия. Как и Блок, Лермонтов обращается к осмыслению современности через события из истории России.
Рассмотрим и поэму Ахматовой «Реквием». Судьба лирической героини в произведении неразрывно связана с судьбой ее страны, всех женщин и матерей, обреченных отдавать своих близких на неотвратимую гибель, тех, чья трагедия уходит вглубь русской истории. Не случайно в тексте появляется сравнение героиней себя со «стрелецкими женками», которые, стоя у стен Кремля, присутствовали при казни мужей. Ахматова, подобно Блоку, видит неразрывную связь прошлого и настоящего России.
Таким образом, и Лермонтов, и Блок, и Ахматова обращаются к теме русской истории, что позволяет им осмысливать современности.
Какова роль композиции в раскрытии главной идеи рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» - это философское произведение, которое можно назвать притчей, повествующей о ничтожном значении богатства перед лицом смерти. Главная идея, положенная в основу сюжета, - это изображение внутренней пустоты человека, решившего посвятить свою жизнь накоплению материальных благ. Раскрытию данной мысли в большой степени способствует композиция рассказа.
Повествование можно разделить на две части: путь на Капри и обратно. Первой особенностью сюжета, на которую мы обратим внимание, является тот факт, что произведение не заканчивается со смертью самого господина из Сан-Франциско. Кончина героя служит лишь границей между частями. Вторая особенность композиции рассказа – это ее зеркальность. Действие начинается на корабле «Атлантида», продолжается остановкой в Неаполе, затем на Капри, а после – мы вновь оказываемся на борту того же парохода.Такое развитие повествования можно объяснить, обратившись к главной идее. Господин из Сан-Франциско искренне верит, что благодаря своему богатству он может планировать будущее, но жизнь доказывает обратное. Пустой человек, он не привносит в этот мир никакой пользы. Смерть стирает любую память о нем, будто он и не существовал. И потому мало чем отличается описание «Атлантиды» в начале и в конце рассказа, лишь герой произведения перемещается с верхних палуб в темный трюм. Если один господин заменит другого, то никому не будет дела, все внимание здесь сосредоточено на деньгах. Бал на корабле будет продолжаться, нанятая пара будет дальше играть в любовь. Перед читателем предстает замкнутый круг жизни светского общества, внешне – разнообразный и полный радостных красок, внутренне – пустой и безразличный. К чему ведет это игнорирование реальной жизни, эта оторванность? Вероятно к катастрофе, на которую намекает и название корабля, отсылающее к затопленному острову-государству, и образ дьявола, наблюдающего за «Атлантидой».
Таким образом, мы обосновали важность той роли, которую играет кольцевая композиция рассказа «Господин из Сан-Франциско» в раскрытии главной идеи произведения.
2. Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем и деталей, авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют.
3. Отсутствуют логические, речевые ошибки.